Великий русский художник Илья Ефимович Репин (1844-1930) создал много работ, которые, как принято считать, "изобличают самодержавие". Одной из них является его знаменитая картина "Арест пропагандиста".
Репин начал над ней работать в 1880 году, через несколько лет после того, как в России возникло революционное движение, получившее название "Хождение в народ". Тогда часть русской интеллигенции решила, что все зло в нашей жизни от царя, поэтому его можно и нужно "смести" народными бунтами. С этой целью молодые люди, которых называли революционерами-народниками, переодевшись в русские народные костюмы, отправлялись по деревням и селам, где пытались проводить пропаганду своих идей среди крестьян, подбивая тех бунтовать.
ПРОПАГА́НДА, пропаганды, мн. нет, жен. (лат. propaganda - букв. то, что следует распространить). Распространение каких-нибудь идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. «От пропаганды марксизма среди небольшого количества передовых рабочих, собранных в пропагандистских кружках, Ленин предложил перейти к злободневной политической агитации среди широких масс рабочего класса.» История ВКП(б). «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.» Конституция СССР.|| Разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-нибудь. Пропаганда электрификации. Пропаганда физкультуры. Пропаганда займа обороны СССР.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
Крестьяне же, как правило, сдавали этих молодых людей жандармам и полиции. Именно это и попытался изобразить Репин.
Ни у кого не вызывает сомнений, на чьей стороне симпатии художника, который сам принадлежал к русской демократической интеллигенции. Но нас интересует не то, кто, по его мнению, являлся "хорошими", а кто "плохими парнями". Нас интересует другое. То, на что, обычно не обращают внимания, а, если и обращают, то не задаются вопросом, который, пожалуй, впервые с момента создания Репиным картины "Арест пропагандиста" будет поставлен в конце этой заметки. Пока же рассмотрим то, из-за чего этот вопрос возник.
Видите на переднем плане распотрошенный чемодан со вскрытым тайником, который называют "двойным дном"?
В таких контрабандисты перевозили контрабанду, а революционеры - запрещенную литературу. И здесь мы тоже видим в дальнем от нас, потайном отделении какие-то бумаги.
Еще одну пачку бумаг держит в руке радостный (видимо от того, что он ее нашел) полицейский на заднем плане.
Почему полицейский? Да потому что усатый, а усы тогда носили в основном военные и полицейские.
Очевидно, что это именно те бумаги, за которые "царские палачи" и повязали пропагандиста, перевоплотившегося в "добра молодца" в красной косоворотке, кафтане и фасонистых сапогах. Вон с каким торжеством демонстрирует молодой хлыщ в штатском важному чину в синем мундире листок точно такого же формата, что и в потайном отделении чемодана, что и в пачке, которую показывает из-за открытой двери усатый полицейский.
И это тот самый формат, который революционеры любили использовать для своих прокламаций.
ПРОКЛАМА́ЦИЯ, прокламации, жен. (лат. proclamatio - всенародное объявление). 1. Провозглашение, обнародование (книжн.). 2. Печатный или рукописный листок политического содержания, распространяемый с агитационной целью (чаще - о нелегальных листовках). Пачка прокламаций. Разбрасывать прокламации.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
И таких прокламаций на картине Репина "Арест пропагандиста", как мы уже видели, не мало. Причем, не факт, что мы видим все. Ведь, что-то при обыске могли и не обнаружить, а что-то пропагандист мог распространить до задержания.
А теперь, как и обещал, вопрос, который до сих пор никто не задавал:
Кому он все это вез, если считается, что в конце 19 века большинство крестьян не умело читать?!!