Найти тему
"Путешественник во Времени"

Загадка картины Репина "Арест пропагандиста"

Великий русский художник Илья Ефимович Репин (1844-1930) создал много работ, которые, как принято считать, "изобличают самодержавие". Одной из них является его знаменитая картина "Арест пропагандиста".

Картина И.Е.Репина "Арест пропагандиста"
Картина И.Е.Репина "Арест пропагандиста"

Репин начал над ней работать в 1880 году, через несколько лет после того, как в России возникло революционное движение, получившее название "Хождение в народ". Тогда часть русской интеллигенции решила, что все зло в нашей жизни от царя, поэтому его можно и нужно "смести" народными бунтами. С этой целью молодые люди, которых называли революционерами-народниками, переодевшись в русские народные костюмы, отправлялись по деревням и селам, где пытались проводить пропаганду своих идей среди крестьян, подбивая тех бунтовать.

ПРОПАГА́НДА, пропаганды, мн. нет, жен. (лат. propaganda - букв. то, что следует распространить). Распространение каких-нибудь идей, учения, знаний путем подробного и углубленного ознакомления. «От пропаганды марксизма среди небольшого количества передовых рабочих, собранных в пропагандистских кружках, Ленин предложил перейти к злободневной политической агитации среди широких масс рабочего класса.» История ВКП(б). «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.» Конституция СССР.|| Разъяснение и убеждение широких масс в необходимости чего-нибудь. Пропаганда электрификации. Пропаганда физкультуры. Пропаганда займа обороны СССР.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Крестьяне же, как правило, сдавали этих молодых людей жандармам и полиции. Именно это и попытался изобразить Репин.

Ни у кого не вызывает сомнений, на чьей стороне симпатии художника, который сам принадлежал к русской демократической интеллигенции. Но нас интересует не то, кто, по его мнению, являлся "хорошими", а кто "плохими парнями". Нас интересует другое. То, на что, обычно не обращают внимания, а, если и обращают, то не задаются вопросом, который, пожалуй, впервые с момента создания Репиным картины "Арест пропагандиста" будет поставлен в конце этой заметки. Пока же рассмотрим то, из-за чего этот вопрос возник.

Видите на переднем плане распотрошенный чемодан со вскрытым тайником, который называют "двойным дном"?

Чемодан с двойным дном с картины Репина "Арест пропагандиста"
Чемодан с двойным дном с картины Репина "Арест пропагандиста"

В таких контрабандисты перевозили контрабанду, а революционеры - запрещенную литературу. И здесь мы тоже видим в дальнем от нас, потайном отделении какие-то бумаги.

Еще одну пачку бумаг держит в руке радостный (видимо от того, что он ее нашел) полицейский на заднем плане.

Полицейский с пачкой листовок с картины Репина "Арест пропагандиста"
Полицейский с пачкой листовок с картины Репина "Арест пропагандиста"

Почему полицейский? Да потому что усатый, а усы тогда носили в основном военные и полицейские.

Очевидно, что это именно те бумаги, за которые "царские палачи" и повязали пропагандиста, перевоплотившегося в "добра молодца" в красной косоворотке, кафтане и фасонистых сапогах. Вон с каким торжеством демонстрирует молодой хлыщ в штатском важному чину в синем мундире листок точно такого же формата, что и в потайном отделении чемодана, что и в пачке, которую показывает из-за открытой двери усатый полицейский.

Старый жандарм и молодой следователь с картины Репина "Арест пропагандиста"
Старый жандарм и молодой следователь с картины Репина "Арест пропагандиста"

И это тот самый формат, который революционеры любили использовать для своих прокламаций.

ПРОКЛАМА́ЦИЯ, прокламации, жен. (лат. proclamatio - всенародное объявление). 1. Провозглашение, обнародование (книжн.). 2. Печатный или рукописный листок политического содержания, распространяемый с агитационной целью (чаще - о нелегальных листовках). Пачка прокламаций. Разбрасывать прокламации.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

И таких прокламаций на картине Репина "Арест пропагандиста", как мы уже видели, не мало. Причем, не факт, что мы видим все. Ведь, что-то при обыске могли и не обнаружить, а что-то пропагандист мог распространить до задержания.

А теперь, как и обещал, вопрос, который до сих пор никто не задавал:

Кому он все это вез, если считается, что в конце 19 века большинство крестьян не умело читать?!!