То, что авиамеханики добавляли в масло поршневого двигателя самолета бензин, достоверный факт. Об этом мне рассказывал отец, который десять лет был авиамехаником и обслуживал различные типы истребителей.
Начинал с обслуживания еще «Аэрокобр», потом появились МиГ-15, которые потом сменили МиГ-17. Вот в двигатели «Аэрокобр» зимой они и заливали бензин после полета.
Узнал я об этом случайно. Был у меня грузовик-самосвал ГАЗ 53. Стоял на улице, и запустить его зимой, при низких температурах, это почти всегда проблема. Тогда еще не получили широкого распространения синтетические и полусинтетические масла для двигателя.
Тридцать лет назад для карбюраторных двигателей повсеместно использовали минеральное масло «автол». На морозе оно густело до такой степени, что провернуть стартером двигатель становилось проблемой.
Конечно, лучший вариант - слить масло из двигателя и занести его в тепло. Вот только занятие это не очень приятное и довольно грязное. А потом эту канистру с маслом необходимо было еще и в тепло затащить, а это значит домой, что не особо приветствовалось семейством.
Вот отец мне и посоветовал после поездки заливать в масло бензин. Сколько заливал, сейчас уже не скажу точно, может стакан двухсотграммовый, может больше.
Заливать бензин сразу после того, как заглушил двигатель, было нельзя. Необходимо было подождать несколько минут, чтобы мотор остыл, после чего залить бензин в масло и несколько раз провернуть рукояткой двигатель, чтобы масло смешалось с бензином.
Когда я первый раз услышал от него этот совет, то взглянул на него недоуменно: «Масло в бензин? И что будет, а вдруг двигатель загорится, да и износ вкладышей будет более интенсивный».
На что он мне уверенно сказал, что ничего не будет, они так, при отсутствии специального подогревателя двигателя, еще на «Аэрокобрах» делали.
Горит и взрывается не бензин, а пары, так что, опасности от масла, смешанного с бензином опасности нет никакой, зато масло не будет сильно загустевать. А после запуска двигателя бензин просто испарится. Единственное требованием при таком методе – чаще менять масло.
И действительно, после такой процедуры стартер довольно уверенно раскручивал двигатель, а если мотор еще и горячей водой хорошо пролить, то проблем с запуском не возникало.
Каких-то проблем со снижением моторесурса двигателя замечено не было.
Подобный способ запуска не был каким-то «народным изобретением». Это подтверждает инструкция для авиамехаников самолетов Як-1, 7, 9.
Оказывается, на некоторых самолетах был даже специальный кран, соединяющий бензосистему с трубопроводом подводящей масломагистрали. При этом даже не требовалось глушить двигатель, только температура масла не должна была превышать 40-50 градусов.