В больницах до сих пор остаются 6 пострадавших
Расследование взрывов в Дзержинске всё больше напоминает советскую программу «очевидное-невероятное». В то время как Роскомнадзор блокирует сообщения о фейках, власти города ликвидируют последствия ЧП. На сегодняшний день окна вставлены в 628 жилых домах, 55 детских садах и 32 школах. В образовательных учреждениях, кстати, ЕГЭ прошел без ограничений: накануне коммунальщики работали буквально круглосуточно. Причиненный ущерб оценивается в миллиард рублей и более. Но это материальные потери, человеческих удалось избежать. После оказания медицинской помощи выписаны 12 человек, шестеро до сих пор остаются в больницах. О причинах детонации неизвестного вещества на «Кристалле» строятся разные догадки. Предварительная версия о «человеческом факторе» постепенно отходит на второй план. Руководство НИИ её фактически отмело, «обвинив» во взрывах… прошедший дождь.
Самое сложнео в расследовании дзержинских взрывов – отличить официальную информацию от фейков. Потому что разобрать, где правда, а где ложь, – трудно даже опираясь на факты. Ну, например, как при трех взрывах, от которых в радиусе 3 км выбило почти 1000 окон, удалось избежать жертв?
Или почему вовремя не сработали «кричалки», призванные оповестить население об угрозе или, наоборот, успокоить людей. Как вообще такое возможно в городе химиков, где проживает около 250 тысяч человек? Почему не сработала система безопасности на оборонном предприятии? Вопросов много, а ответов на них до сих пор нет.
Случай неординарный хотя бы потому, что на него обратил внимание президент Путин и поручил разобраться. Первым откликнулся Роскомнадзор, который прошерстил интернет и нашел фейковые новости. «Да, у нас было требование Генпрокуратуры об удалении ложной информации, где были указаны четыре адреса, и мы выявили еще 30 "зеркал". Из них в общей сложности на сегодняшний день ложную информацию удалили с 24 ссылок, и еще 10 мы заблокировали. Это прецедент», – признал глава Роскомнадзора Александр Жаров.
Чтобы не попасть в число некорректных публикаций, мы будем ориентироваться только на официальные заявления. Они все успокаивающе-оптимистичные: окна почти все вставили, разбитые стекла смели в кучки и выбросили, людей успокоили. Из 18 пострадавших, которые находились в больницах, 12 уже выписаны. Первоначально, конечно, данные о потерпевших впечатляли: 89 человек. В некоторых источниках, к слову, встречается и другое число – 126 дзержинцев. Как при таком количестве и такой детонации удалось избежать погибших – непонятно. Чудо, иначе как сказать.
Ущерб, нанесенный городу, еще только подсчитывается. Если раньше говорили о миллионах рублей, то теперь нулей стало еще больше. Только на восстановление НИИ потребуется не менее миллиарда! Об этом заявил и.о руководителя предприятия «Кристалл» Александр Меркин. По его словам, необходимо привести в порядок 10 зданий завода, это примерно 90% всего химического производства. О причинах – разговор отдельный. Дзержинцы и нижегородцы ожидают тщательного расследования случившегося.
Ранее неофициально называлась привычная причина подобных ЧП – халатность, бесхозяйственность и смежные с ними формы безалаберности. Но теперь эксперты склоняются совсем к другим выводам, которые заставляют жителей резко поднять брови вверх. Исполняющий обязанности руководителя «Кристалла», к примеру, списывает случившееся на погодные условия.
«Перед инцидентом у нас здесь был очень мощный дождь, рядом со складами хранится алюминий. Алюминий с водой не взрывается, но он при большом соприкосновении дает сильный разогрев. Его может хватить для того, чтобы, например, загорелась трава»,– предположил Александр Меркин, очевидно, забывая, что до этого в Дзержинске бывали не только дожди, но и ливни, град, снег и всё сразу вместе.
Кстати, на сайтах метеослужб никаких сообщений о сильных осадках 1 июня не значится. Судя по открытым данным, последний дождь в Дзержинске случился 26 мая. Снова чудо, и было бы странно не поверить.
Кстати, первые сообщения о взрывах даже в сводках со ссылкой на официальные лиц свидетельствовали о детонации тротила, но эту версию господин Меркин категорически отмёл. По его словам, на этих площадях не ведется производство, там хранится готовая продукция. «Никаких погрузочно-разгрузочных работ не велось, в этом случае мы бы точно имели жертвы. Инцидент произошел в тот момент, когда точно на складе никого не было»,– заявил руководитель предприятия.
Научный сотрудник приволжского филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Андрей Самсонов тем не менее не исключает наличия человеческого фактора и частного сбоя кадровой политики, пусть и в контексте какого-либо промышленного ЧП. Так это или иначе, считает эксперт, выводы следствия по аварии на оборонного предприятии, скорее всего, обретут гриф секретности.
«В техногенных катастрофах человеческий фактор бывает увязан с какими-то другими проблемами, с устаревшим оборудованием и технологиями, с изношенностью производственных фондов и так далее, – резюмирует Андрей Самсонов. – Расследование по дзержинским взрывам, конечно, будет проведено. Результаты, скорее всего, нам не огласят, известным станет не все. Будем надеяться, что какие-то выводы сделают и вероятность возникновения ЧП станет ниже».
«Правда ПФО» продолжает следить за развитием событий.