В наше время удивить кондиционером в автомобиле крайне сложно. Даже в массовом сегменте автомобилей предлагается не просто кондиционер как опция, а штатная автоматическая климатическая система. Кондиционер уже перестал быть роскошью и стал частью автомобиля. Но всегда интересно узнать с чего все начиналось.
Первым серийным автомобилем в котором установили кондиционер был Packard 12sedan (18-я серия),выпущенной компанией Packard Motor Car Company в 1939году. Кондиционер предлагался опционально и это стоило 274 доллара, что в пересчете на сегодняшний день составляет около 4000 долларов. Система была очень громоздкой, занимала большую часть багажника и никак не регулировалась. Конечно первые прототипы кондиционера разрабатывались и раньше, но более или менее технологичный вид он приобрел именно у модели Packard.
В 1748 году в лабораторных условиях было продемонстрировано охлаждение среды методом фазового перехода. Фазовый переход - это физический термин в термодинамике. Проще говоря это переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Например из жидкости в пар. Этот процесс продемонстрировал шотландский врач и химик Уильям Каллен, используя в качестве хладагента диэтиловый эфир.
Идея остужать салон была предложена в 1884 году Уильямом Вайтли. В низ кареты с лошадьми помещались емкости со льдом, которые обдувались вентилятором, приводимым через колеса. После этого охлажденный воздух подавался в карету.
Первый массовый носитель-хладогент был изобретен в компании "General Motors" в 1928 году химиком Томасом Миджли.
Вскоре производство приняло промышленные масштабы и хладагенту присваивают индекс R-12 (R от первой буквы слова refrigerant). Этим хладагентом заправляли кондиционеры и аэрозольные баллоны до подписания Монреальского протокола в 1994 году. R-12 (дифтордихлорметан) обладал высоким озоноразрушающим действием и был заменен на R134a(тетрафторэтан), который не содержал хлора и был безвреден для здоровья и используется в настоящее время.
В 30-е годы наиболее массовой системой охлаждения фазовым переходом была система Thermator Car Cooler, которая просуществовала до 60-х годов. Принцип работы был элементарным и самое главное дешевым. Конструкция представляла собой трубу, которая размещалась на боковом окне автомобиля. В резервуар наливалась вода и испарялась встречным потоком воздуха. Охлажденный воздух поступал в приоткрытое окно.
Современный вид комбинированная климатическая система обрела в 1954 году. В компании Nash-Kelvinator стали устанавливать кондиционер и отопитель в едином модуле и разместили его в подкапотном пространстве. Интересный факт: компания Kelvinator изначально занималась производством холодильников и бытовой техники. В 1936 году произошло объединение с автомобильной компанией Nash. Это было первым в истории США объединением компаний из разных отраслей.
Современные системы климат-контроля достаточно совершенны и автоматизированы. Обладают набором дополнительных функций, например ионизацией воздуха, контролем качества воздуха в салоне.
Пишите нам, что вас заинтересовало. Подписывайтесь и читайте то, о чем возможно вы не знали.