Найти тему

Кэшбек

Что такое кэшбек

Кэшбэк — термин, который используется в сферах интернет-торговли, банковского дела и игорного бизнеса для обозначения разновидности бонусной программы в целях привлечения клиентов и повышения их лояльности. Слово происходит от английского cash – деньги, back – обратно, то есть это часть стоимости покупки, которая возвращается на ваш счёт в виде компенсации. Размер компенсации зависит от бонусной системы, к которой вы присоединились.

Способы получения кэшбека

Покупатель может вернуть затраченные средства двумя способами:

1. Через банковский продукт. Пользуясь выгодной банковской карточкой, мы получаем вознаграждение в виде отчислений, просто оплачивая вещь или услугу, оно начисляется автоматически в установленный договором срок. При этом нет необходимости совершать какие-то дополнительные действия.

2. Через кэшбек-сервисы. Их принцип работы построен на том, что за каждую совершенную вами через их сервис покупку, они получают прибыль от магазина. Частью этой прибыли они делятся с вами. Их существенным недостатком является требование достичь минимальной суммы вывода денежных средств. Так, чтобы вывести с «Копикот», необходимо накопить не менее 500 руб.

Каждый способ имеет свои преимущества и недостатки, универсального решения нет. Для извлечения максимальной выгоды следует применять их комплексно. Например, заказать книги в интернете через кэшбек-сервис, а оплатить покупку по карте с кэшбеком.

Характеристики кэшбека

В зависимости от условий программ лояльности, можно выделить три главные характеристики кэшбека:

Величина компенсации в процентах от стоимости покупок, т.е. фиксированная доля от вашей затраты, которая возвращается. Как правило, она варьирует от 1% до 10%, но иногда встречается 0,5%, 15%, и даже 20%. Не следует забывать рассчитывать «чистую» выгоду вашего вознаграждения без учета ежемесячной (ежегодной) стоимости услуги. Например, предусмотренные по карте «Мегафон» 10%» (при подписке на «Кэшбек 10% на супермаркеты» стоимостью 119 руб/мес.) позволяют вернуть лишь 8,8%, так как месячный лимит вознаграждения составляет всего 1000 руб. (1000/100%-119/100%).

Категория, в которой положен бонус. Невозможно найти программу лояльности, которая дарит высокий кэшбек сразу по всем заманчивым направлениям. Как принято, нам представляют повышенный (обычно это от 5 до 10%) в нескольких категориях, а на все остальные приобретения стандартные 1-2%. Чтобы заполучить побольше клиентов, банки предлагают заманчивые вычеты на самые востребованные категории, а именно АЗС, кинотеатры, кафе, рестораны, и т.п. Например, по «Автокарте» от Росбанка положен возврат 5% только на заправках, парковках, платных дорогах, автомойках и только 1% на все остальное.

При этом мало бонусных программ, предлагающих хоть какой-нибудь куш за оплату штрафов, налогов, ЖКХ, мобильной связи.

Особое внимание следует уделять MCC (merchant category code), по которому происходит оплата. MCC – это четырёхзначный код категории продавца, который используется при операциях с картой. Необходимо всегда проверять МСС, так как некоторые коды схожи: вместо 5411 (бакалейные магазины, супермаркеты) может быть 5399 (розничные товары общего назначения). Чтобы не остаться без рассчитанного кэша, необходимо всегда проверять торговую точку. Если сомневаетесь, сделайте незначительную покупку на мелкую сумму, а потом посмотрите в интернет-банке: он будет отображен в деталях операции.

МСС устанавливается не на отдельный предмет, а на весь магазин. Например, код 5411 распространяется на такие сети магазинов как «Пятерочка», «Виктория» «Магнит», «Перекресток», «Ашан» и др. Следовательно, при наличии карты с высоким кэшбеком за код 5411 (например Большой «cashback» от ОТП Банка с выбранной категорией «Семейная»), вы его получите за абсолютно любой товар (от спичек до мультиварок), приобретенный в этом магазине.

Единица, в которой выплачивается бонус. Чаще всего большая подразумевается оплата реальными деньгами, но нередко начисляются бонусные единицы, так называемые «фантики». К ним относятся хорошо всем известные баллы «Спасибо», «Кукурузы» и «Выручай-карты», рокетрубли. Некоторые «фантики» можно перевести в настоящие деньги.

В противном случае бонусная программа имеет существенный недостаток: премию можно использовать только как скидку в конкретном месте (например, «Спортмастер») или на фиксированные предложения (группа «Еда за баллы» от «Delivery Club»).

Выгодное/невыгодное округление. По условиям некоторых программ лояльности кэшбек начисляется за каждые потраченные 100 рублей. Так, «Тинькоф» за покупку в 199 рублей 99 копеек начислит вам лишь 1 рубль (вместо 1 рубля 99 копеек), за 299 – 2 и т.д. Такое округление не в пользу клиента называется невыгодным.

Наличие или отсутствие дополнительных условий и действий для получения кэшбека. Нередко для обретения повышенной выплаты нам предъявляется требование соблюдения ряда обязательств или совершения специальных операций. В большинстве случаев, эти требования довольно гуманные. Например, «Халва» от Совкомбанка предлагает за осуществление операций у партнеров 6% (отмечено красной линией на рисунке) при общем обороте растрат от 10000 руб. в месяц, а свыше 50000 руб. – 12% (зеленая линия).

В качестве простого и очень распространенного примера можно привести «Выручай-карту» от «Пятерки». Согласно правилам, вы получаете 1 балл за каждые потраченные 20 (если сумма меньше 555) или за 10 (сумма больше 555) рублей. Каждые 10 баллов эквиваленты 1 рублю, которые можно расходовать только в сети магазина.

Виды кэшбека

Возвращение вознаграждения может быть разовым (например, при первом заказе у нового партнера на фиксированную сумму), временным (весь март, все лето) или постоянным.

Разовый кэшбек действует единожды, поэтому процент самый высокий. В рамках акции «Любимая покупка» по карте «Халва» можно вернуть 35% от стоимости одной покупки за год в магазине-партнере карты.

Постоянный подразумевает стабильную выплату в течение всего периода пользования услугой. Примером может послужить «Отличная» от Росгосстрах банка, которая на протяжении нескольких лет исправно выплачивает 5% за продуктовые магазины.

Как показывает практика, временный является самым выгодным и направлен на «вербовку» в свои ряды новых клиентов. Он устанавливается в целях привлечения внимания к своему проекту новых клиентов. Например, кредитка «Сверхкарта+» от Росбанка начисляет 7% на все приобретения, но только на приветственные 3 месяца, далее – 7% в установленных категориях и 1% на все остальное.

Исходя из этого можно заключить, что на сегодняшний день нам представлено много вариантов и возможностей вернуть кусочек от затраченных средств. Для получения максимального «кэша» целесообразно применять несколько приемов одновременно, так как уникального решения, подходящего ко всем видам расходов нет. Ничто не мешает пользоваться несколькими бонусными предложениями и суммировать выгоду: например, извлекать 5% от «Отличной» и 1% по «Выручай-карте» за покупку в «Пятерочке».