Найти тему
Внимательный Лис

Неподражаемый Питер Брейгель. Две очереди в Рай

Питер всегда использовал свои гравюры для высказывания на узкие темы. И высказывания его нетривиальны как и всегда.

Следующая гравюра привлекла мое внимание.

Брейгель. Притча о девах разумных и неразумных
Брейгель. Притча о девах разумных и неразумных

Подпись под гравюрой: "Масла вашего в светильники наши ни в коем случае не хватит ни для нас ни для вас".

Как всякая работа Питера и эта нетривиальна. Опять Питер берет формальный библейский сюжет и использует его как повод, чтобы высказаться самому.

Библейский сюжет трактует о том, что женщины легкомысленные не будут допущены в рай. Это забавное утверждение имеет воспитательное значение и предполагает, что женщин следует напугать, чтобы заставить работать, поскольку надо полагать сами они работать не хотят, а их мужчины ничего изменить не в состоянии.

Питер разделил все пространство гравюры на три части: слева внизу он изображает женщин в непрерывных трудах.

В трудах
В трудах

Снизу справа - женщин в развлечениях.

В развлечениях
В развлечениях

Сверху он изображает заборчик за которым по умолчанию видимо предполагается Рай или иное учреждение. Судя по красоте заборчика, за ним можно ожидать что-то интересное для женщин. Чего именно?

Обе группы дамочек, каковые в жизни вели столь разный образ жизни, стоят в две очереди на вход в учреждение. Сами по себе эти две отдельных очереди уже есть начало высказывания Питера. И действительно, по легенде вход в Рай один и на входе процесс пропуска осуществляет Петр. Один вход, а не два и тем более не десять.

Результат одинаков. Стоим на входе в Рай
Результат одинаков. Стоим на входе в Рай

Двери делаются для того, чтобы через них пропускать. Таково предназначение дверей. Следовательно, если перед дверями стоит очередь, то очередь эта именно на вход.

Вверху престарелый Петр встречает дамочек. Слева дамочки с пропусками в виде зажженных светильников (те, кто работали с подсветкой), справа с погашенными (те, кто развлекались при солнечном свете). Визуально дамочки слева и справа ничем не отличаются друг от друга, кроме светильников. Выглядят они в основном непривлекательно. Собственно, а как им выглядеть после своей смерти? Отметим, что дамочки отчего-то голые, а вот почему-то Петр одет. Поскольку Питер Брейгель ничего и никогда не рисовал без смысла, то у меня возникает пока нерешенный вопрос по поводу одежд и их отсутствия

В настоящий момент Петр обслуживает левую очередь. Для меня очевидно, что после того как он разберется с очередью слева, он перейдет на очередь справа и точно также пропустит и ее. Если бы Питер Брейгель захотел прямо проиллюстрировать библейскую историю, он поместил бы всех дамочек в одну очередь и показал бы, как Петр не пускает одних и пускает других, то есть фильтрует. Такой подход был бы назидателен и ясен. Но Брейгель сделал иначе, значит и в виду имел нечто отличное от стандартного сюжета.

Питер не рисует те радости, которые ожидают дамочек в Раю. Забор Рая высокий и ничего за ним не видно. А религии кстати вообще умалчивают о том, что ждет в Раю женщин. Про мужчин все яснее гораздо, особенно в мусульманстве.

Остается посмотреть на факты. Они следующие: Петр старый мужик, изображающий большую радость на лице при виде дамочек. Я его понимаю, возможно, что ему вид голых дамочек доставляет радость. А вот его собственный вид, полагаю, никакой радости доставить уже не в состоянии. Надо думать, что дамочки именно за забором ожидают увидеть и ощутить нечто такое, что компенсирует им непрерывную тяжелую работу при светильниках в течение их земной жизни. Ведь зачем-то они терпели?

Справа дамочки стоят в очереди и ждут, когда Петр закончит работать слева и займется ими.

Вывод.

Питер задает вопрос. Что лучше, жить и непрерывно радоваться или жить непрерывно трудясь? Питер однозначно высказывается, что жить в непрерывных трудах и жить радостно - результат будет один и тот же. Я полагаю, что этими двумя одинаковыми (равными) дверями и очередями в Рай Питер Брейгель говорит следующее: жизнь гармонична и правильна там, где и труд и радость занимают равное место. Именно это он и хотел показать в своей гравюре.

До встречи.