Ваш гид, чтобы не умереть, все-таки
Если вы думаете, что хитрые неаполитанцы стащили эту цитату у парижан («увидеть Париж и умереть»), то вы ошибаетесь. Это хитрые французы тихонечко стырили эту фразу. Причем, если в случае с Парижем цитата обладала переносным значением, то с Неаполем – прямым. Потому что в 19 веке на самом деле можно было отдать концы после посещения сего итальянского города: грязь, эпидемии, нищета и неаполитанская каморра (мафия) в придачу.
Насмотревшись «Их Италия» с Познером и Ургантом, где ведущие разговаривали в одной из серий с бывшим членом итальянской мафии, «Орел и Решка», где у Жанны Бадоевой стащили кошелек, прочитав книгу Джона Хупера «Итальянцы», ну и конечно, насладившись прекрасным итальянским кинематографом «Золото Неаполя», мы отправились исследовать Сапог.
Вашему вниманию – Неаполь.
Поездка заняла один день: с утра мы сели на вокзале Термини в Риме на скоростной проходящий поезд до Неаполя, на котором с комфортом доехали за 1:20. Вокзал в Неаполе большой, понятный, приличный, даже забываешь, куда приехал.
А потом вы выходите с вокзала, тут заканчивается Италия и начинается Неаполь.
Первая улица, на которую мы попали после вокзала, показала нам зачем-то сразу изнанку города, даже не предупредив. Улица была нетуристическая, а в Неаполе это означает, что на ней в два раза больше сохнущего белья, торговцев китайским барахлом и сезонными продуктами, припаркованные посредине мотоциклов и дудящих сзади авто. Все кричат, спешат, с окон домов свисают ведра на веревочке: очень удобно, если вам лень или здоровье не позволяет спуститься за продуктами, доставка на дом через окно.
Тут же сбоку стоят две проститутки...
И в этот гам, на нашей первой неаполитанской улице, врывается громкий крик, что приехала полиция, и по цепочке передается на окрестные улицы в разные стороны. Мы инстинктивно ускоряем шаг навстречу полицейским, потому что среди всего этого хаоса кажется, что полиция - это ваше единственное спасение.
Ладно, это я так, попугала.
В Неаполе есть и приличные улицы, туристические, значит. На них еще больше народу: иностранцы (много северных европейцев), итальянские туристы, и, что удивительно, много итальянских школьников. Они ходят большими группами и покупают всякую дребедень у индусов и афро-американцев, которые торгуют повербэнками, резинками и иной исключительно полезной фигней. Что удивительно, китайцев нет. Вероятно, им эдакого хаоса и на родине хватает, не за тем же в Италию едут.
А посмотреть есть что. Неаполь – город контрастов. С грязной узкой улицы вы вдруг замечаете базилику, неприметный такой вход. Переступаете порог и замираете в остолбенении: после Неаполя (да простят меня сейчас ценители искусства и Микеланджело) я не поняла, зачем так рваться в Сикстинскую капеллу, когда в Неаполе каждая из множества базилик внутри – это Храм Искусств. Там стоит звенящая тишина и нет народа, вы можете забыть счет времени, разглядывая роспись на потолке и лепнину. После посещения базилик и кафедрального Собора Св.Януария возникает только один вопрос: как такая нищета и такая роскошь соседствуют друг с другом веками?..
Поисследовав улочки в центре с толпами людей, пицц, ромовых баб и магнитиков, мы решили держать путь вверх, на гору, чтобы с высоты насладиться видом залива и Везувия. Нормальные туристы катятся наверх на метро, но мы – ненормальные и потопали пешком по лестнице. И не пожалели.
Где, например, в каком европейском городе можно вот так запросто увидеть лежащую во дворе СВИНЬЮ на траве? Как сказал мой приятель, который не раз бывал в Неаполе, «я не удивлюсь, если увижу СЛОНА на какой-нибудь из неаполитанских улиц».
Воистину.
Несмотря на это, открывшийся с высоты вид нас порадовал.
Вниз мы спускались по какой-то совсем узкой нетуристической лестнице, для безопасности пристроившись за немками-туристками. И опять пошли через дебри неаполитанских улиц, где носки и семейные труселя сушатся прямо на уровне ваших глаз, двери и окна открыты, вся дольче вита у вас перед глазами. И мотоциклы: дыщ, дыщ, дыщ, не стесняясь несутся прямо вниз по широким ступенькам.
Вышли мы прямо на главную Пьяцца Плебесцито и к галерее Умберто. Там, на площади, встречали некое первое лицо некого государства: пафосные машины, пафосные люди и куча охраны и военных. Опять как острием полоснуло этим неаполитанским контрастом нищеты и показной роскоши.
Вишенкой на нашем многослойном торте неаполитанского трипа было созерцательное сидение на берегу бухты Санта-Лючия. Просто приходите туда, можете захватить с собой пиццу и бутылочку вина, будете сидеть, смотреть на Везувий, бирюзовые воды залива и чаек с белыми яхтами.
Кстати, о пицце. Я хотела найти «Маргариту» не в слишком раскрученном месте, и чтобы туристов не много. Нашла: большую, горячую и вкусную, с холодненьким апперолем самое то.
Вернулись на вокзал вечером вроде живыми. Но устаавшими. И удивленными, что хоть и уставшие, но все на месте. Рюкзак я, кстати, носила все-таки впереди себя. А фоткали мы так: один фоткает, а второй смотрит, кабы чего не сперли.
Резюмируя: я ни капли не жалею о посещении Неаполя. Можно сколь угодно вдоль и поперек объездить Тоскану, побывать во всех городочках Чинква Терре, но если вы не были в Неаполе, то вы не вкусили настоящей Италии.
Всем дольче вита.