Почти 35 лет ушло у итальянского архитектора Итало Джисмонди на создание подробного макета Рима времен императора Константина (первая половина 4 в. н.э). Работы над реализацией гипсовой модели Вечного города в масштабе 1:250 начались еще в 1933-ем году по личному указанию Муссолини, решившего подобным образом отметить юбилей Августа.
Завершенный в 55-ом году макет 16x16 метров установили в Музее римской цивилизации. Через некоторое время автор решил и расширить макет и трудился над ним до 71-го года, увеличив площадь до 200 кв. м. Детальная модель имперского Рима и его окрестностей была использована в 2000 году для съемок фильма «Гладиатор» Р. Скотта.
Преимущественным типом жилых домов в Риме начала 4-го века являлись многоквартирные инсулы, коих насчитывалось свыше 46 тыс., при всего 1800 особняков. В Риме имелось порядка 900 бань, 420 храмов, 28 библиотек, 19 крупных акведуков, 35 триумфальных арок, 80 золотых статуй, большое количество бронзовых и мраморных. Практически на всех перекрестках имелись святилища богов-покровителей.
В 3-ем веке в Риме отмечено появление монументальных центрических гробниц и мавзолеев. После существенного расширения границ города в 3-ем веке многочисленные погребальные сооружения, ранее расположенные за городом, очутились среди городской застройки, оказывая таким образом влияние на облик окраин. По мере распространения христианских традиций, колумбарии стали вытесняться многоярусными катакомбами.
Многолетнее могущество империи вселило горожанам чувство безопасности, в результате городские стены обветшали и оказались частично разобранными. Усилившаяся варварская угроза вынудила Аврелиана в 270 г. начать строительство нового ограждения. Сооруженная через 5 лет из бетона с кирпичной облицовкой стена имела длину 19 км, высоту до 6 м. и толщину 3,5 м. Поверх нее был устроен парапет с зубцами, а через каждые 30 м. располагались прямоугольные башни. Впоследствии стена неоднократно перестраивалась, высота увеличилась до 15 м.
Начиная со второй половины 2-го века классическое римское зодчество начинает клониться к упадку, поддаваясь восточным влияниям, вдаваться в вычурность, излишнее украшательство, эклектичное смешивание разнородных форм. Каждый из императоров в это время стремиться увековечить о себе память каким-нибудь впечатляющим сооружением, будь то дворец, храм, термы или триумфальные арки. Наиболее значительными сооружениями Константина в Риме стали триумфальные ворота и базилика, оказавшаяся едва ли не последним выдающимся памятником римской архитектуры, сопоставимым с наилучшими образцами ее расцвета.
К 4-ому веку Рим перестает быть императорской резиденцией, так как в условиях внешней опасности правителю было целесообразнее находится ближе к границам. Константин не стал здесь исключением, лишь три раза ненадолго наведываясь в Рим. В определенный момент он загорелся идеей постройки новой столицы, которая бы стала символом начала нового этапа в истории государства.
Основание в 324 г. Константинополя привело к существенному сокращению масштабов строительства в Риме. В новую столицу переехала часть чиновников и мастеров, а также были перемещены некоторые из произведений искусства. Приемники Константина уделяли мало времени Риму. Впрочем, как и сенаторы, предпочитавшие обитать на загородных виллах.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Дмитрий Романов