Найти в Дзене
Древний Мир | История

Как выглядел Древний Рим с высоты?

Почти 35 лет ушло у итальянского архитектора Итало Джисмонди на создание подробного макета Рима времен императора Константина (первая половина 4 в. н.э). Работы над реализацией гипсовой модели Вечного города в масштабе 1:250 начались еще в 1933-ем году по личному указанию Муссолини, решившего подобным образом отметить юбилей Августа. Завершенный в 55-ом году макет 16x16 метров установили в Музее римской цивилизации. Через некоторое время автор решил и расширить макет и трудился над ним до 71-го года, увеличив площадь до 200 кв. м. Детальная модель имперского Рима и его окрестностей была использована в 2000 году для съемок фильма «Гладиатор» Р. Скотта. Преимущественным типом жилых домов в Риме начала 4-го века являлись многоквартирные инсулы, коих насчитывалось свыше 46 тыс., при всего 1800 особняков. В Риме имелось порядка 900 бань, 420 храмов, 28 библиотек, 19 крупных акведуков, 35 триумфальных арок, 80 золотых статуй, большое количество бронзовых и мраморных. Практически на всех пе

Почти 35 лет ушло у итальянского архитектора Итало Джисмонди на создание подробного макета Рима времен императора Константина (первая половина 4 в. н.э). Работы над реализацией гипсовой модели Вечного города в масштабе 1:250 начались еще в 1933-ем году по личному указанию Муссолини, решившего подобным образом отметить юбилей Августа.

©Flickr/Jean-Pierre Dalbera
©Flickr/Jean-Pierre Dalbera

Завершенный в 55-ом году макет 16x16 метров установили в Музее римской цивилизации. Через некоторое время автор решил и расширить макет и трудился над ним до 71-го года, увеличив площадь до 200 кв. м. Детальная модель имперского Рима и его окрестностей была использована в 2000 году для съемок фильма «Гладиатор» Р. Скотта.

Слева: храм Гелиогабала, храм Венеры и Ромы, 37-метровый Колосс Нерона, Триумфальная арка Константна напротив; справа: xрам Клавдия, Колизей, Ludus Magnus, термы Тита и термы Траяна.
Слева: храм Гелиогабала, храм Венеры и Ромы, 37-метровый Колосс Нерона, Триумфальная арка Константна напротив; справа: xрам Клавдия, Колизей, Ludus Magnus, термы Тита и термы Траяна.

Преимущественным типом жилых домов в Риме начала 4-го века являлись многоквартирные инсулы, коих насчитывалось свыше 46 тыс., при всего 1800 особняков. В Риме имелось порядка 900 бань, 420 храмов, 28 библиотек, 19 крупных акведуков, 35 триумфальных арок, 80 золотых статуй, большое количество бронзовых и мраморных. Практически на всех перекрестках имелись святилища богов-покровителей.

Слева: xрам Клавдия, акведук Arcus Neroniani, ипподром Circus Maximus; на заднем плане сооружения на Палатине; справа: школа гладиаторов Ludus Magnus, Колизей, храм Венеры и Ромы, храм Гелиогабала. ©Flickr/Jean-Pierre Dalbera
Слева: xрам Клавдия, акведук Arcus Neroniani, ипподром Circus Maximus; на заднем плане сооружения на Палатине; справа: школа гладиаторов Ludus Magnus, Колизей, храм Венеры и Ромы, храм Гелиогабала. ©Flickr/Jean-Pierre Dalbera

В 3-ем веке в Риме отмечено появление монументальных центрических гробниц и мавзолеев. После существенного расширения границ города в 3-ем веке многочисленные погребальные сооружения, ранее расположенные за городом, очутились среди городской застройки, оказывая таким образом влияние на облик окраин. По мере распространения христианских традиций, колумбарии стали вытесняться многоярусными катакомбами.

Остров Тиберина, театр Марцелла на берегу Тибра, Капитолийский храм (справа). ©Flickr/Jean-Pierre Dalbera
Остров Тиберина, театр Марцелла на берегу Тибра, Капитолийский храм (справа). ©Flickr/Jean-Pierre Dalbera

Многолетнее могущество империи вселило горожанам чувство безопасности, в результате городские стены обветшали и оказались частично разобранными. Усилившаяся варварская угроза вынудила Аврелиана в 270 г. начать строительство нового ограждения. Сооруженная через 5 лет из бетона с кирпичной облицовкой стена имела длину 19 км, высоту до 6 м. и толщину 3,5 м. Поверх нее был устроен парапет с зубцами, а через каждые 30 м. располагались прямоугольные башни. Впоследствии стена неоднократно перестраивалась, высота увеличилась до 15 м.

Капитолийский храм. ©Flickr/Jean-Pierre Dalbera
Капитолийский храм. ©Flickr/Jean-Pierre Dalbera

Начиная со второй половины 2-го века классическое римское зодчество начинает клониться к упадку, поддаваясь восточным влияниям, вдаваться в вычурность, излишнее украшательство, эклектичное смешивание разнородных форм. Каждый из императоров в это время стремиться увековечить о себе память каким-нибудь впечатляющим сооружением, будь то дворец, храм, термы или триумфальные арки. Наиболее значительными сооружениями Константина в Риме стали триумфальные ворота и базилика, оказавшаяся едва ли не последним выдающимся памятником римской архитектуры, сопоставимым с наилучшими образцами ее расцвета.

Термы Диоклетиана площадью 13 га. ©Flickr/Jean-Pierre Dalbera
Термы Диоклетиана площадью 13 га. ©Flickr/Jean-Pierre Dalbera

К 4-ому веку Рим перестает быть императорской резиденцией, так как в условиях внешней опасности правителю было целесообразнее находится ближе к границам. Константин не стал здесь исключением, лишь три раза ненадолго наведываясь в Рим. В определенный момент он загорелся идеей постройки новой столицы, которая бы стала символом начала нового этапа в истории государства.

Мавзолей Адриана. ©Flickr/Jean-Pierre Dalbera
Мавзолей Адриана. ©Flickr/Jean-Pierre Dalbera

Основание в 324 г. Константинополя привело к существенному сокращению масштабов строительства в Риме. В новую столицу переехала часть чиновников и мастеров, а также были перемещены некоторые из произведений искусства. Приемники Константина уделяли мало времени Риму. Впрочем, как и сенаторы, предпочитавшие обитать на загородных виллах.

Рим в период ранней Республики. Слева Капитолий. ©Flickr/Jean-Pierre Dalbera
Рим в период ранней Республики. Слева Капитолий. ©Flickr/Jean-Pierre Dalbera
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Дмитрий Романов