Первое желание любого автора - украсить свой текст умными словами и красивыми оборотами. Чем больше, тем лучше. Присыпать интеллектом, если точнее. Желание это вполне естественно - в течение 11 лет (а кому-то и больше) нам старательно вдалбливали, что главным мерилом таланта в литературном творчестве является язык. В литературном, друг мой, здесь ключевое слово.
90% текстов, которые мы встречаем в повседневной жизни, не имеет к литературе никакого отношения.
10% я благоразумно оставляю библиофилам, осваивающим шедевры классики каждый день. И молодцы. Задачи повседневных текстов другие, а значит - и единицы измерения качества тоже.
Второе. Трюизм о красоте, которая всегда относительна, здесь еще как работает. Язык и его фактура отражают ценности, ритмы и суть той эпохи, когда рождается тот или иной текст. Возьмем любое произведение 20-го, 21-го века и сравним с прозой того же Тургенева. Чувствуешь разницу? Чем ближе к нам, тем быстрее, короче и по делу. Идеалы красоты языка изменчивы, как и любые другие. Женщины Рубенса отличаются от античных красавиц и от Анджелины Джоли. От этого никто из них не становится хуже или лучше. Они просто другие. Более или менее своевременные.
Домашнее задание – посмотри на Пелевина. Он вообще ни разу не Пришвин и не Толстой. Правильно, потому что Пелевин. Потому что пишет так, чтобы ты мог это прочитать и понять темы, которые имеют смысл и актуальность сегодня и сейчас. Ты – порождение массовой культуры и носитель клипового сознания. Если Толстого читать не будешь, то в этом статусе и останешься. Но писать как Толстой… Утопия – во-первых, не повторяй за гением, ищи свое, а во-вторых, читателя ты себе так точно не найдешь. Лев Николаевич, кстати, для своего времени был тем еще бунтарем, реформатором и новатором. Будь таким – в своем, но с ориентиром на подтвержденное качество.
Живем - сегодня, пишем – о сегодня. Значит, держим свое творческое перо по ветру настоящего, а не прошлого. Быстро, прямо и по делу.
Короткие слова заменяют длинные прилагательные. Короткие предложения с одной мыслью - деепричастные и причастные обороты. Точные характеристики заменяют детальные перечисления.
Я не хочу сказать, что ваш текст должен быть «сухарем» - холодной выжимкой фактов без эмоций, личного отношения и словесного «изюма». Я призываю с осторожностью относиться к желанию сделать текст красивым путем усложнений и перегруза очередным ненужным прилагательным.
Особенно, если ты пишешь короткие форматы – посты, описания, лэндинги. Письма и коммерческие предложения. Здесь нужно быть еще аккуратнее, потому что мы разделяем труд писателя и копирайтинг. Об этом, кстати, в следующей статье.
Пара простых правил для самоконтроля:
1) Посмотри на текст свежим взглядом. На каждое слово поставь вопрос - зачем я его написал? Какую функцию оно выполняет? Какую несет информацию? Докопайся до причины – «я написал его, потому что хочу, чтобы люди посчитали меня хорошим писателем и умным человеком» - и удали его с чистой совестью. Не важно как, но слово должно работать. Иначе ему здесь не место.
2) Короткие и емкие слова - твои помощники. Если есть альтернатива, которая позволит сократить текст без потери смысла, используй ее. Как говорил один мой заказчик, «емко и е*ко». Точно в цель, галантно выражаясь.
3) Используй сильные слова. Те, что означают конкретные чувства, эмоции, смыслы, и бойся абстракций и воды. "Характер", "битва", "суровый", "истина", "стремительный" - хорошие слова, если поставить в правильный контекст, конечно. Твои главные враги – глутамат натрия или слова-усилители. «Абсолютный», «безусловный», «очень», «совсем», «крайне» и так далее. Те, что регулируют степень чего-либо и по идее должны делать текст вкуснее. Нет. Не делают. Миф!
4) Долой страдательный залог. «Были созданы», «постоянно прогнозируются», «ведется поиск». БЕГИ. УДАЛЯЙ. ПЕРЕПИСЫВАЙ. Формализация бюрократических текстов заставляет нас засыпать при чтении любых договоров и документов, сам знаешь. А еще задавать кучу вопросов, потому что непонятно, кто все это создавал, прогнозировал и искал. Не надо так.
5) «Может все получится». «Стоит, наверное, попробовать». Если это не реплика сомневающегося в себе персонажа твоей новой книги, тихони и закомплексованного скромника – удаляй. Иначе модальные глаголы таковым выставят тебя – слабым в своей позиции и неуверенным в том, что пишешь. Получится, попробуй.
6) Не обозначай время, если нет необходимости. Если пишешь не про "сегодняшний день", а про "день вчерашний", значит, информация устарела. Зачем она мне? Назови причину – например, дальше будет сравнение или текст в принципе повествует о прошлом. Если же он про сегодня и важен сегодня, то не указывай рамки времени. Читатель выносит это за скобки как очевидное. Бесконечные «в наши дни» вызывают лишь желание посетовать, как хорошо было раньше. До того, как ты добавил их в текст. Ничего больше.
7) Реализация, демонстрация, автоматизация. Производится, осуществляется, реализуется и много чего. Предлагаю записать эти умные слова на случай игры в Крокодил, а объяснять проще: мы создаем, реализуем, автоматизируем. Если это термин, то пожалуйста. А если просто волнуешься, что текст будет слишком легким – зря. Он таким и должен быть.
Важная вещь: всегда есть место для художественного приема. И в публицистике тоже. Главный пункт для тебя – пункт номер один. Зачем и для чего? Модальный глагол, чтобы создать неопределенность. Страдательный залог, потому что умышленно не хочешь рассказать, кто именно и где его искать.
У всего в твоем тексте должны быть место, цель и задача. Если нарушение рекомендации или правила работает, как осознанный прием, вырезать, удалять и хейтить не надо. Зачем, какая задача, на что работает.
И помни. Сложно писать – легко. А легко – невероятно сложно. Найди и вытащи именно ту мысль, которая наиболее точно отразить твою идею. Да так, чтобы понял ее не только ты один.
Пробуй. И удачи!