Сейчас можно наблюдать невероятное количество стилистических направлений, в которых создаются загородные домовладения. Не будем умалять современные «индастриал», «минимализм» и проч., однако, если говорить о сегменте luxury, то будущие владельцы при всём разнообразии и богатстве выбора, как правило, тяготеют к «географическим» стилям, встречающимся на довольно обширном пространстве европейского континента. В последние годы среди заказчиков архитектурных бюро сохраняют популярность запросы на русскую усадьбу с резной отделкой, альпийское шале, резиденции в элегантных французских и английских вариациях, сдержанный скандинавский стиль, характерный для северо-западной части нашей страны, и классическую греческую и итальянскую архитектуру — для черноморского юга, а так же востребованы восточные мотивы. Консерватизм мы наблюдаем и в интерьерном оформлении: желая получить современное, функциональное (с использованием последних технологий) и комфортное жильё, отдаются предпочтения натуральным и традиционным материалам: дерево, камень, керамика, металл, стекло и т.д.
Каждый профессионал в архитектурно-дизайнерской сфере ждёт «своего» заказчика, благодаря которому он сможет реализовать свои творческие амбиции и наработки. Многие недели, а иногда и месяцы уходят на обсуждения, разработки, согласования и правки — и, вот, проект утверждён. Затем ещё более длительный этап строительства, отделки, расстановки мебели и декорирования, благоустройства и озеленения прилегающей территории. Наконец, дом во всем своём великолепии готов к принятию жильцов и съемкам для глянцевых журналов, а создатели и участники проекта номинированы на премии в области дизайна и ждут заслуженных наград.
К сожалению, в этой медовой бочке прямо на поверхности плавает добротная ложка дёгтя. Есть среди этой безупречной красоты такое место, которое за редким исключением, лишено пристального внимания, как самого заказчика, так и специалистов, взявшихся за проект: как правило, над загородной усадьбой работают в тесной связке архитектор, интерьерный и ландшафтный дизайнеры и их команды. Их зоны ответственности, пересекаясь, четко поделены. Но из них выпадает одна, весьма значительная зона - так называемая «открытая комната» — будь то терраса, патио или летняя кухня. Безусловно, в архитектурном проекте она присутствует, иначе какой смысл строить дом, если не предусмотрено место для отдыха на свежем воздухе. Проблема заключается в том, что в силу ряда причин это «дитя» оставляется без должного присмотра. Часто сами клиенты заявляют, что «потом сами что-нибудь найдут». В лучшем случае поставят комплект из искусственного ротанга, мало подходящего по стилю, но известного бренда, в худшем — на дорогой плитке роскошной террасы будет «красоваться» пластик, дешевый алюминий или ротанг из ближайшего садового центра, а любители экологичных материалов озаботятся поиском мебели из тика, не задумываясь, что в уличных условиях она требует специфического ухода и правильного хранения. Знакомая картина?
Причин этому множество, попробуем разобраться с основными.
Первая, и на наш взгляд, самая главная, — низкий уровень культуры загородной жизни в России, обусловленный как климатическими условиями, так и долгим периодом жизни, когда мечтой были «6 соток» или «домик в деревне».
Все прочие являются следствием первой: нежелание домовладельца тратить сопоставимую с оформлением интерьера сумму на обустройство уличной придомовой зоны и непонимание того факта, что это такая же комната, как и остальные, только с внешней стороны стен; неспособность дизайнеров донести важность столь же тщательной проработки outdoor-пространства.
Есть ещё один существенный момент. В приватных беседах с ведущими профессионалами в этой области выяснилось, что они просто не находят мебели для открытых зон, подходящей по стилю, т.к. то, что они встречают на выставках в Италии и в России (как правило, эти же марки представлены и у нас), хоть и интересны с точки зрения дизайна, и весьма эффектны, но они прекрасно подходят для современных минималистичных интерьеров и совершенно не годятся для классики, поэтому проще оставить это на откуп заказчику.
Однако, медленно, но верно, ситуация меняется к лучшему, благодаря стараниям неравнодушных людей, увлечённых своим делом. Ряд прогрессивных дизайнеров, перенимая опыт своих зарубежных коллег, не только оформляют «уличные комнаты», не уступающие по своей изысканности, комфортности и уюту интерьерам дома, но и охотно делятся своими наработками, освещая эту острую тему на лекциях и круглых столах. Есть и несколько российских компаний, взявших на себя миссию производства и продажи эксклюзивной мебели и аксессуаров для жилых outdoor-пространств, которые адаптированы под разнообразные климатические условия нашей необъятной страны и стилистические предпочтения ее жителей.
Одной из первых в этом направлении стала работать компания «Вишневый Садъ», которая выпускает под одноименным брендом линейку товаров для комплексного обустройства придомовых зон отдыха, а так же представляет уличные мебель, текстиль, ковры и аксессуары американских и европейских производителей. В откровенном разговоре с руководителем компании Олесей Дьяченко, нам открылся целый ряд специфических вопросов, которые практически не затрагиваются при обсуждении с заказчиком:
«При всей неоднозначности отношения к американской культуре, именно они являются законодателями загородного образа жизни, и приходится согласиться, что они весьма в этом преуспели. Их террасы и патио в буквальном смысле являются продолжением внутреннего убранства: будь то гостиная или столовая, помимо мебели обязательно будут присутствовать обилие текстиля, ковёр, разнообразные аксессуары, множественные источники освещения, декор. Так как в оформлении «открытых комнат» действуют те же принципы, что и в интерьере, то все используемые предметы, помимо своих эстетических и комфорт-свойств должны обладать особыми характеристиками, позволяющими их эксплуатировать в агрессивной среде, где на них будут воздействовать высокая влажность, прямые солнечные лучи, отрицательная температура и осадки. И американские производители интерьерной мебели, такие как Restoration Hardwear, Lane Ventura, Lexington и др, в конце прошлого века «открыли» для себя материалы, которые могут справиться с этими разнонаправленными задачами, соединенив характеристики для in&out использования. И один из таких материалов нам хорошо знаком — это алюминий!»
Алюминий - это материал будущего, и его роль в современной архитектуре и дизайне с каждым годом только растёт. В апреле в рамках выставки Росбилд, в которой принимал участие и «Вишневый Садъ», проходил международный AlumForum, на полях которого проводились дискуссии и мастер-классы от ведущих игроков отрасли и специалистов из Германии, Велибритании, США, Австрии, Италии, Нидерландов, Японии, Южной Кореи и России, где обсуждались вопросы применения алюминия и его сплавов в строительстве и обустройстве городских пространств на всех этапах от возведения каркасов, остекления, до отделки и освещения. Возможности и масштабы использования практически безграничные.
Сочетая в себе уникальные свойства: легкость, прочность, отсутствие коррозии, высокую плавкость и доступную стоимость, алюминий является идеальным материалом для создания каркаса уличной мебели. Ему можно придать не только любую форму, но и имитировать различные текстуры, добиваясь с помощью окрашивания абсолютной идентичности с другими материалами. «Среди наших коллекций три — «деревянные», т.е. они из алюминия, но очень часто приходится долго «стучать по дереву», чтобы человек убедился, что глаза его подводят и это все-таки металл, — улыбается Олеся Дьяченко. — Практически всегда, когда дизайнеры или частные клиенты, выбрав подходящую по стилю коллекцию на нашем сайте или страничке в Инстаграм, приезжают к нам в шоу-рум, смотрят, примеряются, будучи уверены, что это мебель из натуральной древесины, и не могут понять, как она может эксплуатироваться на улице. Мы объясняем, что это металл, алюминиевый сплав, можем говорить об этом целый час, стучим, показываем «внутренности», и вдруг вопрос-озарение «так это не дерево?!».
Благодаря такой схожести эта мебель просто находка, она выглядит вполне интерьерно, при этом может находиться круглогодично на улице под открытым небом и сохранять первоначальный внешний вид десятилетиями. Наша любимица — коллекция Альберо Колониале, влюбляет в себя с первого взгляда и, пожалуй, заслуживает наибольшего восхищения, такие вещи называют вечной классикой, они не выходят из моды. Коллекция Калабрия придётся по душе приверженцам сдержанной современной классики — стиля контемпорари. Если дом из цельного бруса, обычно выбирают Альберо Солидо с нотками кантри.
Не менее востребованы коллекции, имитирующие ковку. Так как этот вид изделий очень распространён в отделке крыльца, лестниц, балконов, входной группы, то кованая садовая мебель оптимально сочетается с ними. Но у кованой мебели есть ряд недостатков: она тяжелая и подвержена ржавчине, поэтому лучше остановиться на алюминиевом литье, не уступающем в ажурности и узорности. К тому же, его дополнительным плюсом является возможность окрашивания в любой цвет краской по металлу, единственное ограничение — ваша фантазия».
В следующих материалах мы обязательно продолжим рассказывать о том, какие приемы оформления «уличных комнат» сегодня существуют, какие материалы для этого подходят наилучшим образом, а какие точно лучше исключить, а главное, как не поставить жирную «кляксу» на видном месте своего идеального проекта.