Найти в Дзене
Открыто о России

Бывший сотрудник Госдепа о культурной связи СССР и США в годы Холодной войны

В апреле по всему миру отмечался Международный день танца. Этот праздник, посвященный всем стилям танца, начали отмечать с 1982 года по инициативе Международного совета танца и ЮНЕСКО в день рождения французского балетмейстера Жана-Жоржа Новерра, реформатора и теоретика хореографического искусства, который вошел в историю как «отец современного балета».

Главная идея, заложенная в праздник, состояла в намерении объединить все направления танца, как единой формы искусства. Люди хотели дружить, верить в мир во всем мире, стереть политические, культурные и этические границы. Для этого нужно было говорить на одном язык – языке ТАНЦА.

Именно с того момента День танца стал профессиональным праздником для всего танцующего мира – коллективов театра оперы и балета, современных танцевальных труп, ансамблей современного бального и народного танца, самодеятельных артистов.

Каждый год всемирно известные танцоры и хореографы пишут «Послание», посвященное Дню танца. Так, в разные годы с торжественными речами по случаю этого праздника выступали такие мировые знаменитости как: Юрий Григорович (Россия), Роберт Джофри (США), Мэги Марэн (Франция), Майя Плисецкая (Россия) и другие.

В своем «Послании» 2018 года египетская танцовщица Карима Мансур сказала: «В эти дни, в этом веке, когда связь и соединенность обретают новое значение и где мы находимся на самом низком уровне нашей способности к соединению… Танец остается самым востребованным действием, которое помогает нам восстановить утерянные связи».

Особый смысл эти слова получают, в эпоху глобальной нестабильности международных отношений. Вот уже более полувека внимание всей мировой общественности приковано к политике двух стран-лидеров мировой конъюнктуры – России и США. Некоторые аналитики, сравнивая сегодняшнее состояние дел в межгосударственных отношениях России и США, проводят параллель с «холодной войной» второй половины XX в. Если не в политике, то где были точки соприкосновения (компромисса и сотрудничества) двух сверхдержав в те годы?

Отвечает специалист из США Роберт Госедне – экс-представитель Информационного агентства США и отдела культуры Государственного департамента США.

Зная все политические реалии двусторонних отношений в то время, как США и СССР обменивались культурным опытом в период Холодной войны?
Роберт Госедне: Они послылали группы в страны друг друга. Это если мы говорим о балете. Государства поддерживали это, выделяли деньги для того чтобы группы могли поехать.

По какими каналам было налажено это сотрудничество?
Роберт Госедне: американский департамент по международным культурным отношениям был близок с советским Министерством иностранных дел и, в конечном итоге этого взаимодействия, между двумя странами было подписано культурное соглашение. Дальше мы следовали ему. Мы работали вместе чтобы попытаться исполнить то, о чем договорились наши страны. Было такое, что американский президент за наш счет отправил 10000 студентов в СССР. Неплохо, правда?

Какое событие тех времен вы можете отметить как наиболее значимое в мире культуры?
Роберт Госедне: Тур Нью-Йоркского филармонического оркестра в СССР в 1959 году. Они приезжали играть в Москву. Это было по-настоящему фантастическое и очень важное событие в те годы! Нью-Йоркскую филармонию тогда возглавлял Л. Бернстайн. Он был большим фанатом Дмитрия Шостаковича, который еще не был неизвестен американскому слушателю. Но благодаря Л. Бернстайну, который начал играть его музыку в Нью-Йорке в разгар Холодной войны и, в дальнейшем, начал записывать его музыку в том же Нью-Йорке и продавать по всей Америке, люди внезапно узнали о таком великом имени. Это хорошо для российской культуры? Безусловно, ведь это оказало значительную поддержку российской культуре. Такие вещи привели к тому, что Россия имела в моей стране репутацию имеющихся достижений в искусстве. Только подумайте об этом.

В нашей стране люди всегда любили и продолжают любить балет. Более того, мы продолжаем считать национальную школу балета одной из лучших в мире. Было бы очень интересно узнать, что люди думают о русском балете в вашей стране?

Роберт Госедне: Они думают, что он находится на высочайшем уровне. Но ведь и у нас есть такие же прекрасные школы в Нью-Йорке. Это говорит о том, что обмен между ними может быть на одном достойном уровне, когда ваши артисты могут приехать к нам, наши артисты могут приехать к вам. Это хорошее взаимодействие, не правда ли? Обычно, молодые люди так и хотят делать, брать и ехать. Но они не имеют достаточно денег, кто-то должен им помочь. И было бы особенно хорошо, чтобы правительство помогало таким людям реализовывать свою мечту в жизнь.

Статью подготовил Даниил Шубин.