справка: 501-я и 503-я стройки, (трансполярная магистраль, железная дорога Чум — Салехард — Игарка, «Мёртвая дорога») велись в 1947—53 годах ГУЛЖДС МВД СССР. Это был проект железнодорожного пути от Баренцева моря до Охотского и Чукотки. Магистраль задумали в 1928 году, назвали «Великий северный железнодорожный путь». Документов с обоснованием строительства дороги не сохранилось. Так же, как и документов с обоснованием его прекращения. Дата прекращения — год смерти Сталина. Сначала объекты пытались законсервировать. Потом вывезли, что смогли, остальное бросили.
Есть предположение: дорогу начали для строительства и поддержания в рабочем состоянии военно-воздушных баз по периметру Северного Ледовитого океана; для связи Норильского промышленного района с центральной частью страны; для народно-хозяйственного освоения Западной и Восточной Сибири.
Остатки 501 стройки дожили и до наших дней. Между современными Новым Уренгоем и Салехардом попадаются остатки лагпунктов – рассыпающиеся бараки, столбы с колючкой, железная дорога, идущая, как после землетрясения, волнами, уцелевшие деревянные мосты. Эти осколки ГУЛАГа – живая история, и вызывают интерес не только у местных жителей. Когда историк и краевед Вадим Гриценко предложил проехать по лагерным пунктам 501-й, автор сразу согласился.
Везёт по волнам щебня и песка нашу маленькую экспедицию самый надёжный и полноценный внедорожник УАЗ-469. С обеих сторон тянется унылый, даже на ярком солнце, пейзаж: редкие облезлые ели посреди болот, кажется, шагающие куда-то. Представьте, какое настроение у заключённого, вышедшего утром из барака.
Вот это всё, с мошкой, тяжёлой работой, суровым климатом, надзирателями — на 10, а кому и на 25 лет! Кто он был? Троцкист-уклонист, враг народа, крестьянин, укравший мешок отрубей, бандеровец или просто человек, имевший неосторожность наговорить лишнего? Наверное, всякие были.
Штрафной изолятор недалеко от Северного Полярного круга
Не доезжая реки Выер-Яха – первая остановка. Сохранившееся здание штрафного изолятора, сокращённо ШИЗО. Дранка, как ребра разложившегося скелета, давно вылезла из-под штукатурки. Зато металлические решётки на окнах крепкие, и двери целы. Поставь надёжный засов – и заселяй нарушителя лагерных правил. Брёвна твердые, как камень. Прошло более 60 лет, но лиственный остов сруба может ещё долго прослужить.
В двери «приветливо» светится «кормушка», помещение, как узкий пенал. Высота потолков больше двух метров, на побелке стен не видно ни остатков нар, ни крепежа для них. Значит, спал арестант на полу, длина камеры позволяет вытянуться в полный рост и высокому человеку. Непохоже на описанные в литературе бетонные мешки без окон, где и присесть нельзя.
Здесь не номер «люкс», но и не узилище. Изолятор находится за территорией лагеря, огороженный своим отдельным периметром колючей проволоки. Видимо, для нарушителей отдельная зона. Хотя отсюда не бегали – дальше голодной и холодной смерти не уйдёшь.
Больше, чем на строительстве Панамского канала
Нигде нет намёка на погост, каковые, если судить по произведениям Солженицына и Шаламова, должны быть на каждом лагпункте. На это у Вадима Гриценко есть возражение:
- Обобщать и делать выводы не моя работа, я историк и могу оперировать только фактами, которые добыл в архивах сам. Отчёты для вышестоящего руководства, а за подтасовку в те времена сурово спрашивали. Не сужу о происходившем на других объектах ГУЛАГа, говорю только о наших краях. Из документов: на 501-й смертность составляла в среднем 1 на 200 человек в год, то есть 0,5%. По стране этот показатель тогда – 1,3%, судите сами. Утверждение, что дорога построена на костях зеков, голословно. Вот по количеству работавших стройка крупней Панамского канала: там в период наибольшей интенсивности работало 70 тысяч человек, здесь – более 80-ти.
Условно свободные
Гораздо труднее приходилось спецпереселенцам. Если за жизнь заключённых отвечало лагерное начальство, существовали нормы на питание и одежду, то спецпереселенцы жили в землянках, которые сами же и рыли. Ни норм, ни снабжения — свободные люди! А свободный человек, как ни парадоксально звучит в нашем случае, сам заботится о пропитании.
Справка: «Протокол №5 заседания исполкома Ямало-Ненецкого Окрсовета депутатов трудящихся от 15.02.1943 г. «О выполнении решения исполкома от 25.10.42 г. О ходе строительства в округе 155 домов для Омгосрыбтреста». Фактически речь шла о домах для спецпереселенцев. Один из примеров: «По Надымскому участку имеются факты массового невыхода на работу из-за того, что не налажено бесперебойное снабжение рабочих продуктами питания и из-за отсутствия достаточного количества обуви».
Документальная повесть Надежды и Вадима Гриценко «Надымский район в годы Великой Отечественной войны»
Следующий лагпункт — не доезжая реки Пусь-Яха. Гостеприимно отсутствующие ворота КПП, у одного из столбов аккуратно вложены друг в друга формы для хлебопечения. Ржавые, мятые, но, если оттереть ржавчину, пригодные для использования. Смажь изнутри гусиным крылышком, обмакнутым в подсолнечное масло — и в печь.
Лес рубят — щепки летят
Неожиданно сквозь кроны низких берёзок открывается покосившаяся на сторону охранная вышка. Вспоминается: «Стой, кто идет?», лязг автоматного затвора. Но у нас не кино, слышны только знойная тишина, хруст пересохшего ягеля под ногами и щёлканье фотокамер. Подшучиваем над фотографом, поляком по деду:
- Анатолий Андреевич, а ведь вас в то время наверняка посадили бы как польского шпиона.
- Да за одну шапку «ЛДПР» 10 лет без права переписки!
Добродушно улыбаясь, тот снимает вышку с различных ракурсов. Всё вокруг выглядит мирным и таким же, как ночные страхи после рассвета, безопасным. Вышка ещё добрая — заменить сгнившие ступеньки, поправить столбы, и можно использовать.
Мелькает абсурдная мысль: пока всё в сохранности, система способна восстановиться. Найдутся люди для вышек, разыщут и тех, кому ходить под ними. В последнее время в социальных сетях идеализируют ту эпоху, отмечая только положительные черты. Приезжайте, смотрите и помните: поговорка «Лес рубят — щепки летят» хороша, пока не касается тебя и твоей семьи. А может, в ГУЛАГе сидели только вороватые чиновники и олигархи?
Ватерклозет — полярный вариант
Дальше небольшой домик, разделённый на две половины. Одна без окон, поперёк отсутствующей двери висит амбарная полоса для замка, во второй окно раздачи. Наверное, в первой хранили муку, из второй выдавали «пайку». Следующее большое здание. Похоже, здесь жило лагерное начальство. Тамбур, гардеробная: на стене доска с деревянными колышками для одежды. Кухня, комнаты. И даже, о чудо! Ватерклозет внутри дома. Насчёт «ватера», конечно, преувеличение, но поднятая над полом ступенька с круглой дырой не предполагает иного назначения.
Многие здания покосились и рассыпались, периметр со столбами и колючкой по большей части перешёл в горизонтальное положение.
Деревянные мосты, раритетные рельсы
Деревянный железнодорожный мост через реку Идъ-Яха. Металлический пролёт опирается на конструкцию из деревянных столбов, сверху деревянные шпалы и сами рельсы. Осторожно прошёл: некоторые шпалы сгнили, нет желания рухнуть в коричневую воду реки. Рельсы собирали с бору по сосёнке, даты на каждом разные. 1902, 1909, 1877, 1912 — история ржавеет на шпалах. Собирали коллекцию (рельсы производства Англии, Голландии) от бедности или не придавали этой дороге большого значения?
- Это пионерный проект, делали дорогу, по которой можно было ездить, — поясняет Вадим Гриценко. — Потом планировали укреплять, создавать инфраструктуру. Главное – создать действующую транспортную артерию.
Проживи Иосиф Сталин ещё пару лет, и, возможно, уже 60 лет ходили бы поезда до Салехарда. Но история не принимает сослагательного наклонения. Так же, как и того, что её переписывают при каждом следующем правителе. В 1953 году строительство прекратилось без всяких обоснований. Появились более насущные задачи: борьба за власть, освоение целины, полёты в космос, культивирование кукурузы в Сибири.
Запланированный «Северный широтный ход», который предполагают сделать драйвером развития не только региона, но и всей страны, это и есть тот самый «Великий Северный железнодорожный путь». Если не рассуждать о путях достижения, цель Иосиф Виссарионович ставил правильную, хоть и не догадывался, что здесь найдут триллионы кубометров газа, построят «Ямал СПГ» и порт Сабетта.