Зиму 1943 г. Джигпа Гьямцо встретил в храме Шуймочуань в уезде Джоне. В то время там существовало одноимённое княжество, правитель которого получал титул и печать из Пекина, но сохранял свой административный аппарат. Тибетские земли имели значительную автономию и находились несколько в стороне от процессов в остальной части Ганьсу, где последствия засухи усугубились непомерным земельным налогом, начинались стихийные народные выступления, например в январе 1943-го крестьяне из мусульман-хуэй под руководством Ма Фушаня устроили засаду на гоминьдановских солдат и завладели их оружием.
В то же время Ван Чжунцзя подготовил план согласованного восстания на юге провинции. Ван был выпускником Лоянской военной академии и ветераном армии Фэн Юйсяна а, стало быть, имел определённый опыт боевых действий. В конце двенадцатого месяца по китайскому календарю он встретился с представителями всех местных народов в т.ч. и тибетцев, договорившись начать восстание на 22-й день второго месяца, пришедшийся на 27 марта.
20 марта Джигпа Гьямцо собрал 48 добровольцев из тибетцев и туцзу и, покинув монастырь, отправился на помощь китайцам в соседний уезд Линьтань. Случай, когда буддийский монах становился командиром вооружённого отряда удивителен, хотя и не уникален - можно вспомнить "битву пяти лам" в Бутане или Джа-ламу, создавшего в Западной Монголии разбойничью республику.
27 марта 1943 г., заранее подготовившись, массы тибетцев и ханьцев подняли мятеж сразу в нескольких уездах, выдвинув лозунг "дать отпор чиновникам, заставившим народ бунтовать". Центр уезда Линьтань был окружён, а на рассвете 29 марта взят. Глава уезда был убит, заключённые местной тюрьмы освобождены, а запасы продовольствия розданы народу. При этом восставшие соблюдали дисциплину и не допускали грабежей простых жителей в Линьтань.
Новшеством стало и то, что все народы южной Ганьсу начали действовать сообща, невзирая на различия в религии и культуре.
Повстанцы, которых поначалу именовали "армией голодного народа", были плохо вооружены - зачастую имели при себе лишь пики, ножи, топоры или мотыги.
Всадники-тибетцы играли большую роль в восстании и, несмотря на малочисленность, действовали по всей Южной Ганьсу. В одном из боёв Джигпа Гьямцо захватил два пулемёта, более сотни винтовок и около 15 тысяч патронов. Также ему удалось наладить взаимодействие со взбунтовавшимися кавалеристами Гоминьдана и уговорить перейти их на сторону народа.
К лету общая численность повстанцев достигла 80 тысяч человек (из них тибетцев было около двух тысяч). Из "Отрядов голодного народа" сформировалась "Добровольческая антияпонская армия всех народов Северо-Запада" под командованием Чжан Инъе. Ван Чжунцзя стал его заместителем. В свою очередь, армия делилась на десять оперативных направлений. Джигпа Гьямцо возглавил тибетцев, действовавших на направлении Миньсянь - Линьтань.
Стоит отметить, что с японцами восставшие не сражались, действуя, фактически, в тылу Гоминьдана. Но подобное было характерно и для коммунистов Великого похода. Летом Ван Чжунцзя также задумался о взаимодействии с коммунистами, действовавшими в освобождённом районе Яньань и даже о возможном прорыве туда.
Восстание охватило двенадцать уездов, его подавление координировал Чан Кайши, неоднократно лично отправлявший телеграммы с приказами. Против мятежников были брошены также всадники милитариста Ма Буфана, огневую поддержку оказывала и авиация группировки ВВС Гоминьдана в Ланьчжоу.
В итоге "Антияпонская армия" была разбита и начались карательные операции. Наиболее активных участников восстания убивали на месте. Монастыри Сунминъянь и Шуймочуань были разрушены, однако Джигпа Гьямцо удалось укрыться в горах.
Начало истории о том, как вождь крестьянской войны был признан "Живым Буддой" - в первой части рассказа
Что же стало с Джигпа Гьямцо дальше? Можно узнать здесь