Найти тему
Ностальгия по СССР и 90-м

"Воробьевы горы": первая в мире станция метро на мосту через реку

Вид на станцию "Воробьевы годы" до реконструкции
Вид на станцию "Воробьевы годы" до реконструкции

В 1959 году в Московском метро была открыта уникальная станция "Воробьевы горы" (при открытии - "Ленинский горы"), находящаяся прямо на Лужнецком мосту над Москва-рекой между живописным природным парком на высоком берегу и спорткомплексом "Лужники" на низком.

Станция является первой в мире, расположенной на мосту над рекой. Через её прозрачные стены можно любоваться закатом, рассмотреть Андреевский монастырь, здание президиума Российской академии наук, Большую спортивную арену в Лужниках.

Не так давно в Казани открыли похожую по конструкции метростанцию "Аметьево" над автомагистралью.

Панорама сквозь прозрачные стены станции
Панорама сквозь прозрачные стены станции

Первоначально по проекту планировалось проложить тоннель под Москвой-рекой, но после прихода к власти Хрущева для удешевления строительства приняли решение пустить поезда по мосту.

Сам Лужнецкий мост был тоже необычно спроектирован и имел два яруса: верхний для автомобилей, а нижний - для поездов метро.

Для удобства подъёма пассажиров на крутой склон Воробьевых гор и улицу Косыгина была построена крытая эскалаторная галерея длиной 80 метров.

Интерьер станции до реконструкции чем-то напоминал наземные станции Филевской линии
Интерьер станции до реконструкции чем-то напоминал наземные станции Филевской линии

Мост построили стахановскими темпами всего за 15 месяцев. Для ускорения затвердевания бетона в него добавляли натриевую соль, а для экономии металла вместо металлических опор сделали железобетонные. Это было большой ошибкой.

Со временем соль вызвала коррозию металлической арматуры, и в бетонных перекрытиях появились трещины. Также постоянно возникали проблемы с гидроизоляцией, из-за чего станцию постоянно подтапливало. В итоге к 1983 году станция стала небезопасна для использования и была закрыта для пассажиров, поезда её проезжали без остановки.

Временный объездной мост для поездов. Впоследствии был закрыт железными листами
Временный объездной мост для поездов. Впоследствии был закрыт железными листами

Для возможности ремонта аварийного моста к 1986 году сбоку были построены два отдельных моста, по которым временно направили поезда транзитом.

Автомобильная часть моста продолжила работать из-за отсутствия альтернативных маршрутов объезда. Эскалаторная галерея была также через несколько лет закрыта из-за подвижек нестабильного грунта на склоне.

После начала Перестройки и развала СССР финансирование реконструкции станции резко сократилось, у страны появились куда более важные проблемы.

Станция в процессе реконструкции. Справа временный мост, закрытый железом
Станция в процессе реконструкции. Справа временный мост, закрытый железом

Активные работы возобновились только в 1999 году, и 14 декабря 2002 года обновлённая станция на построенном практически заново мосту была вновь открыта для пассажиров. На панорамные стеклянные стены установили стеклопакеты, пол выложили гранитом вместо асфальта.

Однако эскалатор, поднимавший пассажиров вверх на улицу Косыгина, так и не был восстановлен, и находится в руинированном состоянии, и из-за оползней на склоне уже не подлежит восстановлению.

Сейчас, чтобы подняться на холм и пройти к смотровой площадке, нужно идти пешком по извилистым тропинкам через лесопарк. Осенью 2018 года появился проект реконструкции эскалаторной галереи, в настоящее время ведутся строительные работы.

Внутри эскалаторной галереи в советское время
Внутри эскалаторной галереи в советское время

Сейчас станция пользуется большой популярностью у любителей прогулок по лесопарковой зоне Воробьевых гор и Нескучного сада, туристов, идущих к смотровой площадке и спортсменов из Лужников.

Также станцией пользуются фанаты и болельщики при проведении спортивных и развлекательных мероприятий в спорткомплексе.

Хотите видеть новые статьи? Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, комментируйте!