Найти в Дзене
Дикий Дикий Запад

На сьемках долларовой трилогии Серджио Леоне. Часть 1: За пригрошню долларов (1964)

Вышедший в 1964 году фильм малоизвестного на тот момент итальянского режиссера навсегда изменил жанр вестерна. Спагетти-вестерны снимались и до него и после, но именно долларовой трилогии Серджио Леоне суждено было стать их символом и самым ярким представителем. Так как же снимались эти фильмы?

Серджио Леоне в конце 50-х снял два пеплума "Последний день Помпеи" (1959) и "Колосс Родосский" (1960). После увольнения со сьемочной площадки "Последних дней Содома и Гоморры" (1962) Леоне вместе с Тонино Валери, Дуччио Тессари, Фернандо Ди Лео, Виктором Катена и Хайме Комасом написал сценарий вестерна под названием "Великолепный странник". Сюжет, не мудрствуя лукаво, позаимствовали из японского самурайского фильма "Телохранитель" Акиры Куросавы. Позже японский режиссер выиграет суд у создателей "За пригрошню долларов" за нарушение авторских прав и получит 15 процентов от мирового проката ленты.

-2

Бюджет картины составил 200 000 долларов. Леоне хотел пригласить Генри Фонду, Чарльза Бронсона, Рори Кэлхуна или Джеймса Коберна на главную роль. Но все отказались. Согласился молодой ТВ-актер Клинт Иствуд, снимавшейся на тот момент в вестерн-сериале "Сыромятная кожа". Гонорар составил 15 000 долларов. Актерский состав был интернациональным. Например, немецкая актриса Марианна Кох в роли Марисоль присутствовала лишь в трех сценах, но из-за ее известности в Германии она шла второй в титрах. Помимо американца Иствуд снимались итальянские, немецкие и испанские актеры. Из-за этого существовал большой языковой барьер на сьемках. Весь фильм снимался немым,чтобы потом озвучить на разных языках. И все актеры говорили на своих наречиях. Паузы во время диалогов Иствуда, который не знал других языков кроме английского, с другими актерами происходили из-за того, что он ждал уверенности, что партнер закончил фразу. Кроме того Иствуд вычеркнул большинство диалогов, которыми изначально изобиловал сценарий.

-3

Городок Сан-Мигель снимался в вестерн-городке Хохо де Мансанерас к северу от Мадрида. Скачки по пустыне снимались в Альмерии. Костюмы, реквизит и часть декораций были взяты из испанских фильмов о Зорро начала 60-х. Сам процесс сьемок Иствуд нашел забавным, особенно, когда Леоне, одетый в ковбойскую шляпу с двумя игрушечными пистолетами обьяснял между дублями как играть. Случались и забастовки, аренда вестерн-городка была неоплаченной много месяцев после сьемок. Отсутствие санузлов и сломанные электрогенераторы были обычным явлением.

-4

Одним из самых запоминающихся элементов фильма стал саундтрек Эннио Морриконе. Он учился в одной школе с Серджио Леоне и в начале 60-х работал как аранжировщик популярных песен и написал несколько саундтреков для кинофильмов. Мелодии для фильмов Леоне относятся к числу лучших в творчестве этого выдающегося композитора. Для проката в Италии создатели фильма взяли американизированные псевдонимы, так как зрители в то время настороженно относились к итальянскому вестерну. Леоне стал Бобом Робертсоном, Морриконе Даном Савио и так далее.

-5

В прокате картина пользовалась огромным успехом. К 1971 году фильм Леоне только в Италии собрал более трех миллиардов лир. В Штатах он вышел только в 1967 году из-за суда с Куросавой и собрал несмотря на рейтинг Х 3,5 миллиона долларов. А Клинт Иствуд стал международной звездой.