Давайте начнем перечисление ключевых моментов, наступление которых будет говорить нам о переменах к лучшему в нашем хозяйстве. Например, ниже дается попытка:
1. Обосновать необходимость формирования на промышленных предприятиях собственной восполняемой базы знаний;
2. Необходимость повышения бюджетных мест в университетах на специальностях, овладение которыми позволит человеку в текущих условиях создавать новый продукт, то есть расширять производство и захватывать новые рынки.
№1. С чего все начинается? С истории. Практически все наши крупные промышленные предприятия имеют давнюю и славную историю. До начала перестройки 1980-х годов прошлого века. В основе достижений того периода лежит связка науки (в лице институтов), государства (в лице министерств правительства) и непосредственно самой промышленности. Практически все сохранившиеся электромашиностроительные предприятия сегодня производят продукцию для электрогенерации, авиации или ракетостроения. Предприятия, первоначально производившие продукцию для станкостроения и бытовой техники – потерпели самый значительный убыток и их строй, за время перестройки, был прорежен процентов на 70…80. Эта особенность наложила отпечаток на производственную культуру и технические решения, применяемые в конструкции производимых электрических машин. Например, при каких условиях военная приемка согласится на то, чтобы данные о рабочих процессах электротрансмиссии ракетного комплекса передавались бы на сервер завода производителя по сети internet? Это представляется маловероятным. Или в чем причина узкой специализации выпускаемой нашими предприятиями продукции? В необходимости формирования жесткого графика поставки комплектующих для создания сложных, высокотехнологичных систем. Но если в СССР оптимизация технологических цепочек ставила перед собой цель создание надежного и дешевого аппарата, то в США, то же самое происходило для получения максимального уровня прибыли акционеров компаний-производителей. Что далеко ходить: наши 50 Гц в промышленной сети обеспечивают меньшие эксплуатационные затраты при относительно больших затратах на производство машины. "Западные" 60 Гц – позволяют снизив затраты на производство (меньший объем стали магнитопроводов машин), переложить все последующие эксплуатационные затраты (из за относительно меньшего КПД) на плечи покупателя. Это – характерный пример. Правда, у нас в военной электротехнике есть 400 Гц… Но это уже более узкая тема. Так вот, управленческие кадры современных предприятий электромашиностроительной отрасли нацелены на сохранение/пролонгацию договорных обязательств с существующими крупными заказчиками в лице Министерства обороны или Государственными корпорациями (РосТех, РосАтом, РЖД и т.д.). И все. Сохранение существующей ситуации с тем или иным уровнем доходности – это максимальная цель, которую перед собой ставит большинство управленческих команд работающих сегодня предприятий. Итак, если вы, придя завтра на завод, в почте увидите Приказ руководства о создании в структуре предприятия отдела занимающегося сбором и обработкой информации об отрасли, в которой вы работаете, знайте: что-то начинает меняться.
№2. Вы перебирали в последнее время сайты университетов в надежде выбрать тот, в котором ваши дети получат образование? Мне пришла пора и поэтому хочется обратить внимание на такой момент. Вот список профессий по которым проводится обучение в техническом университете, в порядке убывания бюджетных мест:
68 Промышленное и гражданское строительство; Теплогазоснабжение и вентиляция; Производство строительных материалов, изделий и конструкций; Водоснабжение и водоотведение; Экспертиза и управление недвижимостью;
58 Промышленная теплоэнергетика; Энергообеспечение предприятий; Тепловые электрические станции;
52 Электроснабжение; Электротехнологические установки и системы; Электрические и электронные аппараты;
40 Создание автоматизированных систем в защищенном исполнении;
35 Информационные системы и технологии; Информационные технологии в медиаиндустрии*;
34 Автомобильные дороги и аэродромы; Мосты и транспортные тоннели;
28 Электронные приборы и устройства*;
27 Технология машиностроения;
27 Организация и безопасность движения; Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте;
27 Автомобили и автомобильное хозяйство; Автомобильный сервис;
25 Строительство высотных и большепролетных зданий и сооружений;
21 Интеллектуальная робототехника*;
20 Проектирование и эксплуатация атомных станций;
20 Химическая технология*;
20 Подъемно-транспортные, строительные, дорожные средства и оборудование; Автомобильная техника в транспортных технологиях;
18 Авиационные приборы и измерительно-вычислительные комплексы*;
18 Архитектура; Градостроительное проектирование;
18 Безопасность жизнедеятельности в техносфере;
17 Проектирование городской среды; Дизайн интерьера;
17 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети; Программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем;
17 Управление разработкой программных проектов*;
17 Проектирование технологических комплексов в машиностроении;
17 Социология;
16 Интеллектуальные информационно-управляющие системы*;
15 Социальная работа;
15 Оборудование и технология сварочного производства;
15 Математическое моделирование и вычислительная математика*;
15 Безопасность автоматизированных систем;
15 Устройства передачи, приема и обработки сигналов;
15 Информационная безопасность в машиностроительном производстве;
15 Системы мобильной связи;
15 Экология;
15 Физическая оптика и квантовая электроника*;
15 Городской кадастр;
15 Материаловедение и технологии новых материалов*;
15 Мосты; Управление техническим состоянием железнодорожного пути;
15 Управление и информатика в технических системах*;
14 Прикладная информатика в информационной среде*;
11 Биотехнические и медицинские аппараты и системы;
11 Лазерная техника и лазерные технологии;
11 Управление качеством в производственно-технологических системах;
10 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;
10 Информационные технологии в конструировании швейных изделий;
9 Экономика предприятий и организаций (в промышленности, в строительстве, на транспорте) Экономика предприятий и организаций (в индустрии туризма и сервиса);
9 Производственный менеджмент*;
9 Информационные технологии в электронной коммерции*;
7 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
Сразу скажем, что практически все основные технические стороны жизни нашего городского общества – данным списком закрыты. Значком "*" - отмечены направления обучения, выпускники которого с наибольшей вероятностью будут создавать интеллектуальный, новый продукт, а не использовать уже существующее оборудование и технологии. Так вот, процент бюджетных мест, на которых людей учат создавать нечто новое, составляет: 264*100/953=27,7 %. То есть, в самой основе нашей промышленности – в системе подготовки кадров, только четверть усилий прикладывается на создание нового продукта. И если приглядеться слово "новый" во всем этом списке звучит только один раз. Если в следующий раз рассчитанный процент составит хотя бы 50 % - значит что то начало меняться в лучшую сторону.