Найти тему
Я Покупаю. Дети

Методики развития ребенка: Вальдорф, Самбурская и другие

Оглавление

В известных способах развития малыша родителям легко запутаться. Короткое описание поможет вам выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку.

Адепты раннего развития среди современных мам начинают обучать детей чуть ли не с пеленок! Хорошо, что методику каждая семья может выбрать, исходя из своих интересов и представлениях о правильном воспитании.

Методика Воскобовича

Эта методика — от практики к теории. Малыш решает массу интересных задач и познает цифры, буквы, формы, цвета. При этом отлично тренируется моторика рук, совершенствуется речь, мышление, воображение, память и логика. Игры Воскобовича всесторонне развивают личность. С их помощью процесс обучения чтению и счету проходит гладко и легко. 

Игровые упражнения:

1. «Математические корзинки»

-2

В специальные корзинки с разным количеством отделений малышу предлагают вложить вкладыши-грибы. Попутно идет сказочный сюжет: ребенок вместе со зверятами-цифрятами (Ежиком-Единичкой, Зайкой-Двойкой, Мышкой-Тройкой и другими) собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет, у кого корзинки полные, а у кого нет. 

2. «Забавные буквы»

-3

Это карточки с изображениями гласных букв русского алфавита в виде шутов-акробатов: первый шут изогнулся как буква А и зовут его Арлекин, другой шут скрутился буквой О и его имя — Орлекин, У представляется Урлекином, также существуют Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин.

3. «Геоконт»

-4

Популярная игра-конструктор. Это фанерная дощечка с гвоздиками, которые расположены в определенной последовательности. К игре прилагается набор цветных резинок и иллюстрированное пособие, содержащее творческие задания различной степени сложности. Ребенок должен, цепляя резинки за гвоздики, создать заданные фигуры.

Система Вальдорфа

Вальдорфская школа направлена на развитие творческой стороны ребенка, а не на раннее интеллектуальное развитие (обучение письму, чтению или математике). Здесь вы не увидите телевизоры, телефоны и компьютеры. Упор делается на развитие личности ребенка.   

Игровые упражнения

Так как вальдорфская педагогика ориентирована на личность конкретного ребенка, то в ней нет четко разработанных упражнений и заданий. Это скорее философия жизни счастливых малышей в особенном семейном микроклимате.

1. В вальдорфском детском саду огромное внимание уделяют ручному труду: все дети, и мальчики и девочки, учатся вышивать, резать по дереву, работать на гончарном круге и даже на ткацком станке.

2. Там нет уроков рисования в общепринятом смысле — там есть игры с красками, во время которых дети учатся находить самостоятельные творческие решения. Красок при этом дается всего три: красная, желтая и синяя, и дети должны самостоятельно составлять дополнительные цвета из основных.

3. Специальных музыкальных занятий в вальдорфском детском саду нет, но ежедневно в группе проводится так называемая ритмическая игра: сочетание свободных движений с музыкой, пением, декламацией стихов. Кроме того, рассказывая детям сказку, воспитательница сопровождает свой рассказ игрой на каком-нибудь музыкальном инструменте: ксилофоне, флейте, лире. Эти инструменты свободно лежат в группе, и каждый ребенок может взять его и попробовать поиграть самостоятельно.

Методика Алисы Самбурской

-5

Автор методики Алиса Самбурская считает, что музыка влияет на духовное и физическое развитие ребенка, регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти, активизирует творческое мышление. Методика подходит всем детям. Заключается она в том, что обучающие занятия сопровождаются специально подобранной музыкой.

Игровые упражнения:

1. «Числа-картинки»: во время упражнений на счет ребенка обучают визуально воспринимать числа. Например, при произношении числительного «два» предлагается визуально представить два предмета, а не цифру — считается, что так зарождается чувство числа.

2. «Зеркальное рисование»: положите перед ребенком чистый лист бумаги и дайте в обе руки по фломастеру или карандашу. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку.

3. «Колечко»: это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно соединять в кольцо с большим пальцем все остальные: указательный, средний. Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем обеими — с переходом от одной руки к другой.

Методика развития Марии Монтессори

-6

Главная цель этой методики — помочь ребенку стать самостоятельным. Малышам дается установка на свободное развитие в том темпе и ритме, при котором получение знаний будет удобным и результативным для них. Родители и педагоги не сравнивают детей друг с другом, не устраивают соревнований между ними, а признают право за каждым ребенком быть собой. Дети учатся, приобретают жизненный опыт, навыки самообслуживания.

Игровые упражнения:

1. «Рыбалка»: наливаем в кастрюлю воды и кидаем туда мелкие предметы (шарики, пуговицы); малыш вылавливает их ложкой или половником.

2. «Сортировка»: делаем из пластилина шарики разного цвета и берем соответствующие им по цвету тарелки, чашки. Шарики складываем в одну большую миску и просим ребенка разложить их ложкой по цветным емкостям.

3. «Рисунок манкой»: в поднос, крышку коробки или любую другую тару с ровным дном и невысокими бортиками насыпьте тонким слоем манку и рисуйте на ней как на песке — пальцами, палочками, формочками.

Система Ховарда

Методика называется «Английский — мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом на английском языке, никаких оценок не ставят. Внимание уделяется становлению характера ребенка, поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

Игровое упражнение:

Так как это не столько комплекс занятий, сколько способ учиться, стоит обратить внимание не на упражнения, а, например, на видео по системе Ховарда.

Гениями не рождаются: для воспитания ребенка необходимы усилия и любовь. Уделяйте своим отношениям с малышом больше внимания, чаще его целуйте и обнимайте. По мнению Ховарда, сердце и мозг связаны между собой. Поэтому процесс обучения будет проходить легко и радостно, если кроха будет знать, что родители всегда готовы его поддержать.

Мнение эксперта:
С настороженностью отношусь ко всяким развивающим программам, особенно для детей младшего дошкольного возраста, когда их пытаются обучить математике, чтению и прочим дисциплинам. Я за то, чтобы все дети развивались в своем темпе. Нужно идти в первую очередь за интересом ребенка. Все эти желания вырастить вундеркинда и идеального ребенка, по моему мнению, говорят о степени тревоги и о желании родителей компенсировать что-то свое.
Самое важное в вопросе выбора развивающих методик — просто смотреть на ребенка, слушать его и помогать развивать его интересы. Если ребенку нравится музыка, пусть занимается музыкой. Если ребенку интересны спокойные игры — играйте в них. 
Прежде всего я бы рекомендовала развивать у детей координацию, концентрацию, а также помогать им понимать свое тело, управлять им, слышать и чувствовать его. С приближением школы важно подготовить детей к тому, что они будут долго сидеть за партами и получать большой поток информации.
Алина Мельник, психоаналитик

Мнение эксперта:
При выборе методики важно уделить внимание не только индивидуальным особенностям ребенка, но и личности педагога, с которым вы хотите работать. Перед тем как начать планировать учебный процесс, определитесь с целями воспитания — что для вашего ребенка на данный момент приоритетнее. Если развитие интеллекта — вам подойдет система Монтессори, если творческих способностей — школа Вальдорфа. В каждой школе есть свои сильные стороны, поэтому часто педагоги берут от каждой понемногу.
Мария Герасимчук, педагог

Источник "Я покупаю"