Найти тему
salsknews.ru

В погоне за трактором: механизаторы соревновались в гонках «Бизон-Трек-Шоу»

40 тысяч болельщиков, 500 организаторов, 33 пилота гоночных машин, 10 километров — общая дистанция трассы, пять отборочных и два финальных этапа, четыре приза, скорость — 80 км/час на «прокачанных» МТЗ: это 17-е гонки на тракторах, организованные агротехнологическим холдингом «Бизон»! Не зря ажиотаж вокруг гонок огромный — популярное зрелище журнал «Вокруг света» в 2016 году включил в список 150-ти чудес, которые нужно увидеть своими глазами.

Солнцезащитный крем, головные уборы, зонтики, много питьевой воды — секрет безопасного многочасового просмотра гонок.
Солнцезащитный крем, головные уборы, зонтики, много питьевой воды — секрет безопасного многочасового просмотра гонок.

ДОНСКОЕ ЧУДО СВЕТА

Движение автомобилей замедляется сразу на выезде из Ростова в сторону Таганрога, и они тянутся четыре километра до того самого поворота, движение на котором регулирует полицейский. Трасса убрана бусами из разномастных авто, откуда выбираются семьи, крича и стараясь не забыть воду, бутерброды, средство от комаров, складные стульчики… Ах, да: в последний момент берут детей под мышку и вливаются в поток людей. Идут мимо полей-парковок, занятых с раннего утра. Юрким водителям регулировщики указывают последние свободные места. Люди, машины, продуктовые и сувенирные палатки, шашлыки, а скоро и тракторы: всё это — на одной грунтовой дороге на пути к гоночной трассе. На склонах вокруг в полной боеготовности десятки тысяч зрителей — в кепках, с биноклями, то тут, то там пестреют яркие зонты.

Аккредитованная пресса в красных майках высыпает на трассу, занимая зеленые островки, в ожидании героев шоу. На рекомендацию сотрудника безопасности занять менее рискованную позицию — внутренний угол поворота, а не внешний, фотограф постарше успокаивает: «Я уже в 17-й раз здесь снимаю, и всё в порядке».

Самые отважные механизаторы страны участвуют в захватывающих гонках.
Самые отважные механизаторы страны участвуют в захватывающих гонках.
Самые опытный гонщики: Али Ахмедов участвовал в 12-й раз, Николай Саньков старший и Александр Рязанцев – в 10-й, Анатолий Бобровский, Левон Поповян, Евгений Семенча, Игорь Гайнулин и Юрий Архипцев – в 9-й.
Самые опытный гонщики: Али Ахмедов участвовал в 12-й раз, Николай Саньков старший и Александр Рязанцев – в 10-й, Анатолий Бобровский, Левон Поповян, Евгений Семенча, Игорь Гайнулин и Юрий Архипцев – в 9-й.

И СМИ ДОСТАЛОСЬ

И вот, наконец, 33 трактора (всего за 17 лет участвовали около 300 механизаторов) из Ростовской и Московской областей, Ставропольского края и Крыма торжественно выехали на парад участников. Каждого пилота ведущие представляют как героя: все гонщики еще вчера трудился в поле. Здесь с большим уважением относятся к профессии механизатора, особо привечают молодежь, которая работает в селе. Немного опоздала на парад единственная участница прекрасного пола Ольга Подхватилина, вторая женщина-пилот за всю историю гонок на тракторах. Ведущие пошутили, что едет с маникюра, но внимательные зрительницы, хитро улыбнувшись, заметили — от парикмахера!

Как красавица объявляет об очередном раунде в боксерском ринге, так очаровательная розово-зеленая машинка задорно прокатилась перед зрителями с табличкой с номером заезда. На кране манипулятора поднимается дирижер, который задает ритм группе барабанщиков на строительных бочках — студентов ДГТУ. Артиллеристы дают залп — поехали!

Маэстро управляет оркестром.
Маэстро управляет оркестром.
Вместо девушек в бикини с табличками заезды объявляет такая милашка.
Вместо девушек в бикини с табличками заезды объявляет такая милашка.

На первой дистанции тракторы съезжают с крутого склона прямо в лужу метровой глубины, окатывая всё вокруг грязью. Ультрамариновый с апельсиновыми дисками или черный с алыми — все «дизайнерские» тракторы выныривают одинаково грязными, первые мгновения, пока дворники очищают крохотное оконце обзора, идут «по приборам». На скользком участке один пилот вылетел прямо в группу журналистов: в брызгах грязи и повалившихся штативах пострадавших не оказалось, но все наши в красных майках, даже на других участках, бочком передвинулись в безопасную сторону…

Наших бьют!
Наших бьют!
-8

Следующий старт тракторы преодолевали по трое, опробовали новый большой грязевой брод. Третья гонка — «Джокер» — вывела на старт пятерки участников. На трассе с двумя водными препятствиями было столько падений и неловких поворотов — похоже на рекорд шоу! Завалился даже трактор участника с десятилетним стажем Николая Санькова, с которым уже три года гоняет на «БТШ» сын Николай. На выходе из «пруда» еще один трактор съезжает с трассы и снова — в группу журналистов. Люди отпрыгнули, пострадал лишь столб, рассыпая электрические искры. «А ведь мы тут в прошлом году толпой стояли», — сказал коллега. И в тему вспомнил историю: «А вот в 2017-м трактор тоже въехал в наших так, что Вову Хорогозяна (оператора «ДОН-ТР») подбросило и перевернуло, а он камеру спасал», — пересказывает, как древнеиндийский эпос.

Пару мгновений назад отсюда убежали операторы и фотографы. В прошлом году здесь стояла большая толпа.
Пару мгновений назад отсюда убежали операторы и фотографы. В прошлом году здесь стояла большая толпа.
Осторожно, тракторы заносит на поворотах!
Осторожно, тракторы заносит на поворотах!

КУЛИБИН ОДОБРЯЕТ

Дальше трактористы, утрамбовывая силосную яму, должны сбить перекладины, проезжая вперед и назад, и только потом пуститься в гонку. Пройти все испытания обычному работяге-«Беларусу» не по силам. Каждый год сельские изобретатели делают свои болиды быстрее, маневреннее и устойчивее на кроссовой трассе, модернизируя коробки передач и другие элементы конструкции. Многие форсируют двигатели гоночных тракторов — устанавливают турбокомпрессоры и системы охлаждения подаваемого воздуха, «накручивают» топливные насосы высокого давления, подбирают особые распылители и часто добавляют в топливо в определенной пропорции авиационный керосин. Главное — техника безопасности: гоночный трактор должен быть оборудован специальным силовым каркасом и ремнем, стандартными шинами и отличными тормозами. Каждый проверяет инспекция Гостехнадзора, а гонщиков страхуют на миллион рублей.

Тракторы гонялись парами, тройками и даже вшестером.
Тракторы гонялись парами, тройками и даже вшестером.
Вячеслав Миронов на тракторе справа отчаянно сражается за победу.
Вячеслав Миронов на тракторе справа отчаянно сражается за победу.

Тракторы переворачивались, сходили с дистанции, застревали в бродах, но многие быстро приводили технику в порядок и возвращались на трассу, как, например, дебютантка гонок Ольга Подхватилина. Алексей Рязанцев из Цимлянского района, когда лобовое стекло залепило грязью, просто выбил его, чтобы продолжить борьбу. Пилоты «варились» в кабинах, где за 50 по Цельсию. С такой же стойкостью около 40 тысяч болельщиков переносили почти 40-градусное пекло.

Грязевая ванна — спасение, когда в кабине трактора — за 50 градусов по Цельсию.
Грязевая ванна — спасение, когда в кабине трактора — за 50 градусов по Цельсию.
Даже такую тяжелую машину можно поставить на дыбы.
Даже такую тяжелую машину можно поставить на дыбы.

НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЙ ФИНАЛ

Самым зрелищным этапом стал пятый — шесть заездов по шесть участников. Впервые на замкнутой овального типа трассе сражались не каждый с каждым, а сразу все со всеми, как колесницы в Древнем Риме. В клубах пыли и брызгах грязи, под рев моторов и крики зрителей определилась четверка лучших гонщиков. Исход гонок предсказать невозможно. В этот раз один за другим сошли фавориты – чемпион прошлого года Александр Гречкин, двукратный победитель Али Ахмедов, четырежды победитель Анатолий Бобровский. Сражались они отчаянно: смело вступали в контактную борьбу, выжимали из машин последние лошадиные силы, но не смогли одолеть соперников.

Падения — норма для тракторного спорта.
Падения — норма для тракторного спорта.

В малом финале механизаторы сразились за третье место. Перетягивание сцепки — почти как перетягивание каната, только на тракторе да еще и на скользкой дороге. Романа Струка из Тацинского района одолел Юрий Архипцев из Ставрополья, который и завоевал «бронзу».

В суперфинале на пересеченной местности с преодолением водных и грязевых препятствий сразились Эдильбий Караянов из Неклиновского района и Вячеслав Миронов из Московской области. Для них это уже восьмые гонки. Победу уверенно завоевал Миронов, который в прошлом году был вторым. Ему вручили ключи от российско-чешского трактора «Ant-Zetor 4135F» (136 л. с.), за второе и третье место подарили «Беларусов», за четвертое — разбрасыватель удобрений. Призы аграриям предоставило Правительство Ростовской области.

После грязной луши несколько мгновений пилоты идут вслепую.
После грязной луши несколько мгновений пилоты идут вслепую.

ШОУ ПРОДОЛЖАЕТСЯ!

Между гонками, пока техники проверяли и латали болиды, зрители не скучали ни минуты. В небе то дирижабль, то парапланеристы появятся. Даже вертолет с «суперзвездой» приземлился, чтобы пародист в окружении охраны максимально пафосно исполнил «Gangnam Style», от которого ростовский зритель всё еще радостно приплясывает. На мини-кроссовых мотоциклах прокатились десятилетние экстремалы, а за ними на полноразмерных мото красовались их тренеры, поднимаясь на задние колеса.

Детвора на кроссовых мотоциклах.
Детвора на кроссовых мотоциклах.
«Суперзвезду» охраняют крайне бдительно.
«Суперзвезду» охраняют крайне бдительно.
И какая разница, что поет дублер под фонограмму, когда звучит любимый трек?!
И какая разница, что поет дублер под фонограмму, когда звучит любимый трек?!

Огромный КамАЗ, участник международных ралли, будто подбодрил малышей-тракторов, грациозно преодолев дистанцию на высокой скорости, только пыль да брызги летели! Еще одна «знаменитость» — пародист-путешественник Конюх Фёдоров на неопознанном транспортном средстве (полуразваленном доме на колесах) нечаянно заехал на Чкаловский, где местные на «Жигулях» с битами «попросили позвонить». На помощь ему пришел погрузчик организаторов, который поднял «классику» на невиданные высоты, чтобы уронить и смять в кучу металла в назидание обидчикам…

На соревнованиях уважают тех, кто работает в селе.
На соревнованиях уважают тех, кто работает в селе.

За шесть часов шоу зрители и наохались от удивления, и накричались от восторга, и насмеялись от души. Но вот гоночная трасса, залитая солнцем и шашлычной дымкой, скрывается за холмом. Да, не зря это шоу считается туристической достопримечательностью донского региона!

Кристина Круговых

salsknews.ru