Найти в Дзене
ФОМ

Путешествие к центру Азии

Повседневная жизнь в Туве — российской республике, «сбежавшей» от Китая

Тува (или Тыва, оба названия равнозначны) за несколько веков успела побывать и частью Китая, и независимой республикой, и частью Советского Союза, одной из последних войдя в состав РСФСР в 1944 году. Сегодня это один из самых бедных и труднодоступных регионов России: тюркоязычная республика соединена с остальной Россией по сути одной автодорогой, 40% её жителей в 2017 году имели доход ниже прожиточного минимума, согласно данным Росстата. Как на повседневной жизни тувинцев отразилась их бурная политическая история — показывает фотограф Максим Шер.

Тюркские племена, жившие на территории современной Тувы, попали под монгольское владычество в XIII веке. Когда саму Монголию в XVII–XVIII веках постепенно подчинила китайская империя Цин, территория сегодняшней Тувы также оказалась под властью Китая. Во время китайской революции (1911–1912 годов) империя распалась, и Тува — тогда эту территорию называли по-монгольски Урянхай или Танну-Урянхай — откололась от Китая, став российским протекторатом под названием Урянхайский край. Просуществовал он всего несколько лет, Российская Империя тоже распалась, и в 1921 году была провозглашена независимость Тувинской Народной Республики (ТНР). Признали ее, правда, лишь СССР и соседняя Монголия, которую саму на тот момент признавал независимым государством только Советский Союз, для остальных она была, как и прежде, провинцией Китая. Монголия при этом выступала за проведение в Туве референдума о присоединении к Монголии, ссылаясь на общие обычаи и веру, а также на то, что цинская империя управляла Тувой не напрямую, а через монгольского наместника. Китай, признавший независимость своей бывшей провинции Внешняя Монголия в 1949 году, от своего суверенитета над Тувой официально не отказывался. Похожая ситуация с Тайванем: Китайская Республика признала независимость Монголии только в 2002 году, а факт нахождения Тувы в составе России не признает до сих пор.

Вид с перевала Нолёвка в Саянах на Турано-Уюкскую котловину — первое, что видят въезжающие в Туву по историческому Усинскому тракту. Саянские горы служат природным барьером, сохраняющим Туву в относительной изоляции. После того как в 2002 году в этом районе археологи российско-немецкой экспедиции нашли захоронение скифского вождя 7 века до н.э. с тысячами золотых предметов, в туристических путеводителях котловину стали называть Долиной царей. В правой части кадра виден Усинский тракт — автодорога «Енисей» Р257 (бывшая М-54). Это единственная транспортная артерия, связывающая Туву с остальной Россией (построенная в конце 1960-х вторая автодорога через Саяны Абаза — Ак-Довурак находится в плохом состоянии и используется мало).

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

На этой рисованной карте Китая 1931 года Тува и Монголия показаны в составе Поднебесной, хотя на тот момент обе уже двадцать лет как в одностороннем порядке из ее состава вышли.

Город Туран был основан русскими переселенцами в 1885 году, когда Тува, тогда носившая название Урянхай, находилась в составе Китая. Туран стал первым постоянным русским поселением в Урянхае, хотя русские крестьяне и купцы, быстро осознавшие прибыльность торговли со скотоводами, начали проникать в этот отдаленный и труднодоступный в том числе для центральной китайской власти регион еще раньше. Синяя церковь на переднем плане сооружена в начале XX века; не так давно местный бизнесмен построил сразу за ней вторую церковь для этого города с населением в пять тысяч человек.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Центр Кызыла, столицы Тувы. На рекламном щите — портрет главы республики Шолбана Кара-Оола, занимающего свой пост с 2007 года. Кызыл был основан в 1914 году под названием Белоцарск как административный центр только что образованного российского протектората — Урянхайского края. Город значительно вырос после распада СССР, когда десятки тысяч жителей сельской местности были вынуждены переехать сюда в поисках работы, часто селясь на самозахваченных землях в пригородных поселках. Население Кызыла на 2018 год — около 117 тыс. жителей.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

В доме 1915 года постройки в центре Кызыла до революции размещалось Переселенческое управление, с 1921 по 1944 год его занимало советское посольство, а сейчас расположена станция переливания крови.

Карта СССР 1941 года: Тува и Монголия показаны как независимые государства, хотя на тот момент никто, кроме Советского Союза, не признавал их в этом качестве. В 1944 году Тува вошла в состав СССР на правах автономной области; независимость Монголии получила всеобщее дипломатическое признание лишь спустя много лет (Англия признала ее в 1963-м, Франция — в 1965-м, Япония и ФРГ — в 1972-м, США — в 1987 году). В Туве до сих пор бытует мнение, что келейное решение правящей клики войти в состав СССР было незаконным, потому что не было ни референдума, ни даже парламентского голосования — всё решили семеро членов Малого Хурала (то есть президиума парламента — Верховного Хурала) ТНР во главе с первым секретарем ЦК Тувинской Народно-революционной партии Салчаком Токой и его женой, председателем Малого Хурала Хертек Анчимаа (1912–2008 гг.). Салчак Калбакхорекович Тока родился в 1901 году (по другим данным — в 1896-м). В 1925–1929 годах учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока им. Сталина в Москве и, вернувшись в Туву, вместе с группой выпускников КУТВ сверг тувинское правительство, репрессировал его членов и многих других представителей тогдашней элиты, в том числе почти всех лам. С 1932 года Тока фактически единолично правил Тувой вплоть до своей смерти в 1973 году.

Буддийский субурган (ступа) «Дуптен-Шедуплин» близ села Суг-Аксы на западе Тувы построен в 2010 году. Ступа — аналог часовни, как правило, ею отмечают памятное и значимое место. На заднем плане — Алашское нагорье.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Портрет Далай-ламы, украшенный молитвенными ленточками и платками (кадаками), установлен среди развалин монастыря Устуу-Хурээ (Верхний монастырь) недалеко от города Чадан на западе Тувы. Построенный в 1908 году по указу нойона (то есть правителя) Хайдыпа, Устуу-Хурээ стал важным центром тувинской государственности: здесь в начале 1920-х годов шла работа над тувинским алфавитом и была отчеканена первая монета — акша. Хайдып, кстати, был приемным отцом первого премьер-министра независимой Тувы, отца-основателя Тувинского государства Монгуша Буян-Бадыргы (1892–1932). После устроенного сталинистами переворота монастырь был разрушен, монахи репрессированы. Устуу-Хурээ восстановили в 2008 году при поддержке уроженца Чадана Сергея Шойгу. Памятник Буян-Бадыргы открыли в Кызыле в 2015 году.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Монах Геше Дакпа Гъялтсен посещает монастырь Устуу-Хурээ. Он родился в Непале в 1968 году, с 2002-го живет в России, принял российское гражданство, возглавляет буддийский центр «Лобсум-Норбу-Чойцок» в Улан-Удэ.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Чечекмаа Ишина на собственные средства построила ретритный дом для медитаций и молитв в Чадане, в котором проповедовал популярный буддийский наставник из Тибета Шивалха Ринпоче (на фотографии справа). Он приехал в Туву в начале 2000-х по приглашению тогдашнего главы республики Шериг-оола Ооржака, но в 2015 году по требованию ФСБ был депортирован. Некоторые эксперты связывают депортации тибетских проповедников с желанием спецслужб потрафить Китаю, который всеми силами старается препятствовать распространению тибетского буддизма.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Шаман Дугар-Сюрюн «Николай» Ооржак в своем офисе в Кызыле. Получив образование театрального художника, он с 1975 по 1990 год был художественным руководителем Тувинского музыкально-драматического театра. После принятия в 1990 году закона о свободе совести и религиозных организациях основал первое в Туве общество шаманов. «Шаманизм — это не религия, а основа всех религий, — говорит Дугар-Сюрюн Ооржак. — Бог есть энергия вселенной, все остальное — Будда, Христос — просто образы».

В 2014 году на набережной у слияния Большого и Малого Енисея в центре Кызыла был установлен монумент Центр Азии работы скульптора Даши Намдакова, который соединил в нем скифские и китайские мотивы. Старый, более «универсалистский» по виду обелиск Центр Азии стоял здесь с 1964 года. Почему именно это место считается центром Азии, доподлинно неизвестно. Википедия ссылается на книгу инженера Вячеслава Родевича «Очерк Урянхайского края» 1910 года, где приводится рассказ какого-то английского путешественника, определившего центр Азии, по интересному стечению обстоятельств, ровно на территории усадьбы на тот момент богатейшего русского купца Урянхайского края Георгия Сафьянова. Позднее «центр Азии», видимо, для удобства перенесли в центр Кызыла. «Конкурирующий» центр Азии, тоже с обелиском, находится в китайском Синьцзяне. Несколько лет назад набережная Енисея была названа в честь Кужугета Шойгу (1921–2010)  — отца нынешнего министра обороны РФ. Известна чисто колониальная по своей сути история выдачи Кужугету Серэевичу Шойгу паспорта гражданина СССР в 1944 году, когда Тува вошла в состав Советского Союза. Представляясь, тувинцы обычно сначала называют фамилию — родовое имя, потом личное имя. Паспортистке отец Сергея Шойгу представился: Кужугет Шойгу, имея в виду, что Кужугет — фамилия, а Шойгу — имя, но в документах записали имя Кужугет, фамилия Шойгу.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Чабан со стадом овец переходит через шоссе под проливным дождем. После сооружения в 1980-е годы Саяно-Шушенской ГЭС на Енисее, по наблюдениям жителей западных районов Тувы и экологов, здесь серьезно изменился климат: стал более теплым и влажным, с частыми внезапными ливнями. Плотина перекрыла единственную водную артерию, соединявшую Туву с остальной Россией, оказались затоплены несколько населенных пунктов и пастбищ.

Шимици Хумбун (в центре в красной кофте с правнучкой Санчирой) родилась и всю жизнь прожила в труднодоступной долине реки Качык на юго-востоке Тувы. У нее 16 детей, 90 внуков и 19 правнуков. С ней живут дети Роберт и Майя — на фото по обе стороны от Шимици. Слева направо стоят внуки Ангармаа, Буяна, Гажидмаа, Санчай и Начын. Сегодня увидеть человека в традиционной тувинской одежде почти невозможно даже в таких труднодоступных районах как Качык — разве что в особых случаях: на праздник или когда нужно попозировать для заезжего фотографа (который об этом не просил).

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Валентина Кенден доит яка на кочевой стоянке своих родителей в долине реки Качык на юго-востоке Тувы. Этот район считается отдаленным и труднодоступным даже по меркам самой Тувы. Валентина постоянно живет в райцентре Эрзин в 120 км от Качыка, где работает медсестрой, а в Качык приезжает в отпуск помочь родителям и брату по хозяйству. Семья разводит овец, коров и яков. В СССР тувинские скотоводы подверглись насильственной седентаризации: власти изменили их образ жизни с кочевого на оседлый. После распада СССР, когда граждане получили возможность заниматься сельским хозяйством самостоятельно (до этого они могли только работать в государственных колхозах или совхозах), многие стали постепенно возвращаться к своим скотоводческим корням.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Байыр-Кыс Банчык (слева) и Валентина Самбыр (сидит) демонстрируют для фотографа традиционный способ дубления коровьей шкуры, которая потом может использоваться для изготовления обуви. Традиционные ремесла сохраняются в основном в таких изолированных, труднодоступных сообществах как Качыкский сумон (сельское поселение), да и то, как правило, не для себя, а в качестве своеобразной локальной валюты: дело в том, что представители Качыка часто получают солидные денежные призы на локальных этнографических конкурсах и праздниках. Так правительство региона отмечает сохраненные ими навыки традиционной выделки кож, постройки юрт, приготовления традиционных блюд. Село Качык находится в 3 км от границы с Монголией, до ближайшего райцентра — 120 км по горному проселку, который зимой часто становится непроезжим. Местные жители, владеющие тувинским, монгольским и русским языками, рассказывают, что до 2000-х граница никак не была отмечена, и поэтому жители приграничных местностей без проблем ездили друг к другу в гости и крали скот друг у друга. Граница с колючей проволокой и контрольно-следовая полоса появилась лишь несколько лет назад. Всего в сумоне живут чуть больше 300 человек, частично в селе, частично на кочевых стоянках в окрестных долинах. Здесь нет ни полиции, ни врачей, ни магазинов, ни постоянной телефонной связи. Электричество — только от портативного генератора по вечерам. Зато есть школа и интернет. В 1960-е годы в рамках политики «укрупнения» сельских поселений всех жителей Качыка переселили в ближайшее село Нарын (100 км к западу), но за последние 30 лет Качык возродился, и недавно было образован отдельный Качыкский сумон.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Участники ежегодного праздника Нáадым строят юрту для традиционного конкурса на лучший интерьер юрты в местечке Тос-Булак недалеко от Кызыла. Наадым — важный элемент современной тувинской идентичности; в программу праздника входят различные конкурсы и соревнования: скачки, стрельба из лука, борьба. Наадым проводится по случаю главного регионального праздника — Дня Тувы (15 августа), который, в свою очередь, почти совпадает с днем провозглашения независимости (14 августа). Материалы для возведения юрты обходятся в среднем в 150 000 руб., собирают ее за полтора-два часа.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Интерьер юрты, победившей в конкурсе в рамках ежегодного праздника Наадым. Видны портреты, справа налево: Далай-лама, министр обороны Шойгу, глава республики Кара-оола, президент Путин, а также книги бывшего тувинского диктатора Салчака Токи (он был по совместительству председателем Союза советских писателей Тувы и написал несколько книг), буддийская атрибутика и флаги Эрзинского кожууна (района), который эта юрта представляла.

Оленеводы из отдаленного горно-таежного Тоджинского кожууна (северо-восток Тувы) построили традиционные чумы для ежегодного праздника Наадым. Тоджинцы (тожу, субэтнос тувинцев) когда-то занимались кочевым оленеводством, но давно ведут оседлый образ жизни. Чумы больше не используются для жилья, их строят только на праздники. На Наадым оленей не привезли, потому что респираторная система оленя не приспособлена к пыльной степи.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Братья Салгын (слева) и Хеймер (справа) Донгак, 14 и 13 лет, перед стартом ежегодной гонки на 15 км в рамках праздника Наадым. Оба участвуют в скачках с 8 лет. По правилам ни сёдла, ни шлемы не допускаются.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Старт гонки на 15 км. К соревнованиям допускаются жокеи с 6 лет.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Автомобили зрителей и участников праздника Наадым. 

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Молодые жители Кызыла у Музыкально-драматического театра. Большинство тувинцев сегодня двуязычны, причем в Кызыле русский язык постепенно берет верх над тувинским, особенно среди молодежи. Тем не менее на улице слышна в основном тувинская речь, хотя все вывески и указатели в регионе и все государственные сайты — только на русском. Из 322-тысячного населения региона во время переписи 2010 года 82% назвали себя тувинцами, 16% — русскими.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Филипп (41 год) и Шончалай (37 лет) Козенюк с дочерью Дарьей перед своим домом в центре Кызыла. Больше ста лет прошло с момента первого вхождения Тувы в состав России (1914), но смешанные браки здесь по-прежнему скорее редкость. Тувинцы и русские живут в регионе двумя отдельными, слабо взаимодействующими сообществами, общающимися скорее по необходимости.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Портрет Сергея Шойгу на въезде в город Чадан на западе Тувы. Шойгу родился в Чадане в 1955 году в семье зоотехника Александры Кудрявцевой (она приехала в Туву из Луганской области и впоследствии занимала пост в республиканском минсельхозе) и партийного чиновника Кужугета Шойгу (впоследствии зампредседателя совета министров Тувинской АССР). Сергей Шойгу — первый уроженец Тувы, сделавший административную и политическую карьеру за пределами республики. После того как Шойгу назначили министром обороны (в 2012 году), в Туве стал постепенно формироваться культ его личности: в Чадане появилась улица Сергея Шойгу, в родительском доме открыт музей. Один из жителей Чадана, учившийся в Москве в последние годы, рассказал, что прописка на улице Сергея Шойгу служила для него своеобразным оберегом: как только полицейские, останавливавшие его «для проверки документов», видели адрес в паспорте, то сразу возвращали документ и отпускали.

Закладной камень железнодорожного вокзала и символическое первое звено железной дороги Кызыл — Курагино в местечке Кундустуг (в русскоязычном обиходе — Бобры) близ Кызыла; слева виден Енисей. В Туве никогда не было железных дорог. Проект железнодорожной магистрали от Тувы до Транссиба через Саянские горы федеральное правительство утвердило еще в 2007 году, но несмотря на регулярные заверения в скором начале строительства, он остается на бумаге из-за сомнений в его рентабельности. Из Тувы по железной дороге можно вывозить только уголь, но его здесь не так много, чтобы проект окупился, а большого пассажиропотока из Тувы в остальную Россию тоже нет. По той же причине Тува — наверное, единственный российский регион, не связанный прямым авиасообщением с Москвой.

Фото: Максим Шер
Фото: Максим Шер

Понравилась статья? Ставьте лайк 👍 и подписывайтесь 🤝 на наш канал!

----

Читайте также:

Воплотить Звенигород

Стройность от… ума

"Левиафан" — это их благо и их крест

----

Канал ФОМ(Фонд Общественное Мнение) про политику, социологию, науку, культуру, этнографию, здоровье и многое другое. Если у вас есть интересные темы для публикаций или истории, которыми вы хотели бы поделиться, то напишите нам об этом: hello@fom.ru