"Великая Степь", "Дешт-и-Кипчак" - родная страна предков кумыков, балкарцев, карачаевцев, казаков. Очень много скрывается в недрах нашей истории. Скрывается даже имя народа Дешт-и-Кипчака, хотя оно в самом названии этой страны - ("Дешт" - "Степь"), Степь кипчаков. Жители Дешт-и-Кипчака - это ПОЛОВЦЫ. Их биография идёт от ГУННОВ - первых тюрков, появившихся в Степи и заложивших границы новой страны. Уже много веков в России сознательно унижается и уничтожается тюркская культура и тюркские народы. Это стало неписанной нормой. Не верите? Вот строка из приказа Петра Первого:
" а басурман зело тихим образом, чтобы не узнали, сколько можно убавлять"
И убавляли. Всеми мыслимыми способами. Особенно успешно действовали при советской власти, когда уничтожали целые народы: первыми стали казаки, сложившие головы за то, что досталась им в наследство кровь половецкая, а с ней честь, доблесть, верность присяге ...
Тюркские народы Северного Кавказа - КАЗАКИ, КУМЫКИ, БАЛКАРЦЫ и КАРАЧАЕВЦЫ. Вот что писали о карачаевцах в конце XIX века: "Тюркское наречие их до сих пор не исследовано ... Точно также остаётся неизвестным, когда и какие причины заставили этот малочисленный народ покинуть степь и искать убежища в горных ущельях среди чуждых ему по происхождению племён ". О себе карачаевцы говорят следующее: а) по преданию шестьсот лет назад их привёл в горы легендарный Карча; б) прежде они обитали в Великой Степи.
Молодцы, что помнят! Это было около реки Кумы, и владели городом Маджары. В византийских летописях их называли "команы", что значит "половец".
В замечательной книге "Подарок наблюдателям по части диковин стран и чудес путешествий", написанной арабским путешественником Ибн- Баттутой, на странице 289 говорится, как предки карачаевцев (половцы) везли в Бештау старика, страдающего подагрой. Бештау был тогда известным целебным центром. "Беш" - по-тюркски "пять", "тау" - "гора" (г. Пятигорск). Судя по записям, оставленным итальянским монахом и французом Вильгельмом де Рубруком стало известно о духовной жизни жителей Степи: "Они превозносились до такой великой гордости, что хотя, может быть, сколько-нибудь веруют во Христа, однако не желают именоваться христианами". Они исповедовали несторианство, потому что искали свой путь к Богу.
Аксакал по имени Добай Музуевич (конец 80 х годов XX века) показывал как танцуют карачаевцы. Он показывал "русскую кадриль". Какая русская? Это древний половецкий танец "абезек". Его полагалось танцевать только на свадьбах. Ещё в карачаевских селениях танцевали "тюз тепсев". Половцы - кипчаки любили и другие танцы - "жерме" и "индербей".
Через весь Карачай катит воды река Кубань. "Кубань" по-карачаевски "река". Сюда, как улицы к проспекту, тянутся почти все горные реки. Здесь, по долине Кубани, когда-то шли караваны, оживлённое было место на знаменитом Шелковом пути. До высылки (незаконной) карачаевцев, во всех ресторанах, начиная от "Максима" в Париже ( куда специально завозили мясо из Карачая), подавали "ШАШЛЫК по-карачаевски". Ныне только за границей помнят это правильное название национального блюда тюрков.
В 1956 году карачаевцам разрешили вернуться из ссылки, а автономию в прежних границах не восстановили. Даже сам народ реабилитировали только в 1991 году. Народное общество "Джамагат" ("Товарищество") пытается распутать хитросплетения бериевских интриг.
С коня начинается карачаевец, с коня начинался половец. "Кто не вырастит жеребёнка, тот не сядет на коня", - замечательная пословица карачаевцев. Конь для половца был всё! Для карачаевца - тоже! Старики рассказывали, было время, в газетах печатали фотографии людей на ишаках и подпись: "Вот едут карачаевцы". Вот негодяи! Что только не делали, чтобы унизить народ, вернувшийся из ссылки. Хотя, все прекрасно знали, карачаевец скорее умрёт, чем сядет на ишака.
Советская власть продавала за деньги дома - собственные, родные дома!!! - их хозяевам - карачаевцам, прибывшим из ссылки. Нет денег - дом могли и сломать или продать другому. Вот это да!
В 30 -е годы по приказу Будённого у карачаевцев отобрали всех лошадей, лучших передали на конезавод. А самый красивый жеребец Туган не позволил никому на себя сесть. Кавалерист №1 хотел увести его в Москву. Не получилось!