Эжен Делакруа, французский живописец, предводитель романтического направления в европейской живописи, картину "Смерть Сарданапала" написал в 1827 году. В том же году картина была выставлена в Салоне Лувра и сразу же вызвала отрицательные отзывы критиков.
На создание картины художника вдохновила пьеса лорда Байрона «Сарданапал» (1821). В основу сюжета пьесы легло сказание о Сарданапале, последнем царе Ассирии.
Вообще-то, Сарданапал - герой полумифический. Никаких документальных данных о том, что он существовал на самом деле нет. Его имя в своих трудах упомянул древнегреческий историк Ктесий, живший в начале IV века до нашей эры. Самих трудов Ктесия не сохранилось. И о них известно только из пересказа другого древнегреческого историка - Диодора.
Так что все, что известно о Сарданапале, сводится к тому, что кто-то где-то сказал. Как, впрочем, о многих и других забытых во временах личностях.
Поэтому и картину Эжена Делакруа ни в коем случае нельзя считать исторически достоверной. Но она настолько интересна, что стоит того, чтобы остановить на ней внимание.
Итак, Сарданапал, по словам Ктесия, так любил роскошь, что заперся за крепкими стенами своего дворца и проводил дни и ночи в пирах и увеселениях, совершенно не заботясь об управлении Ассирией. Все государственные дела он поручил своим телохранителям, которые страшно угнетали народ.
Недовольством подданных Сарданапала воспользовались халдейский жрец Белис и мидянин Арбак, которые организовали заговор и подняли восстание.
Даже под угрозой смерти он не отказался от привычного ему нездорового образа жизни. Пиры и праздники продолжались, пока восставшие не осадили дворец. В конце концов, когда царь понял, что стены вот-вот рухнут, он решил покончить жизнь самоубийством.
Эжен Делакруа на своей картине как раз показывает момент подготовки Сарданапала к этому делу.
Но, я уверена, о самоубийстве Сарданапала забыли бы быстро, если бы не тот способ, каким он его совершил. Сарданапал приказал собрать во дворце всех своих рабов, наложниц, животных, богатство, а после этого дворец сжечь.
Даже страшно представить столь жуткую картину.
Вот Сарданапал возлежит на своем ложе. Он одет в струящиеся белые ткани и роскошные одежды щедро украшенные золотом. Он спокоен и расслаблен.
Ему уже подносят кувшин с ядом.
Но Сарданапал не обращает на него внимание. Пока. Он наблюдает за тем, что происходит вокруг. А вокруг, в противовес спокойному Сарданапалу, творится хаос, насилие, ужас.
В комнату уже сгрузили драгоценности царя. Они в беспорядке свалены на полу.
Сюда же приводят любимого коня царя.
Среди его слуг смятение. Кто-то взывает о милосердии, кто-то смирился с уготованной ему участью.
Кому-то Сарданапал дарит легкую смерть от кинжала.
Кому-то придется сгореть заживо.
И остается только прикрыть лицо плащом, чтобы не видеть как смерть подойдет близко.
Рядом с Сарданапалом его возлюбленная – наложница Мирра, умоляющая о пощаде.
Но её мольбы не трогают царя. Все что он сделал для неё - смешать её пепел с его.
А дворец уже охвачен огнем.
До смерти осталось совсем недолго.
Вот так и умер Сарданапал. Так прервалась династия Нина, правившая Ассирией около 1360 лет.
Как я уже упомянула, картина Делакруа вызвала отрицательные отзывы критиков. Её критиковали за авторские ошибки в перспективе и за царящий на переднем плане хаос. Также художник был обвинён в эротомании и смаковании жестокости.
Однако художнику удалось передать весь ужас происходящего. Делакруа использовал при создании работы достаточно размашистый живописный мазок, позволивший передать события в динамике. А выбранный цветовой диапазон лишь усиливает впечатление.
Сейчас картина хранится в Лувре. И до сих пор не оставляет равнодушными зрителя.