Найти тему

Какой адрес? Недостоверность адреса в ЕГРЮЛ

Анастасия Почеревина
Начальник отдела по юридической практике AC-S

Проблема возможного признания юридического адреса (места нахождения) юридического лица недостоверным и, как следствие - внесение соответствующей записи регистрирующим (налоговым) органом в ЕГРЮЛ является актуальной для всех организаций, зарегистрированных на территории РФ, начиная с 2016 года, и остается острой и насущной на сегодняшний день.

Рассмотрим на практике распространенную ситуацию, когда юридическое лицо зарегистрировано в налоговом органе по одному (юридическому) адресу, а фактически осуществляет свою деятельность по-другому.

Следует отметить, что действующее законодательство РФ не содержит определений юридического и фактического адреса юридического лица (организации).

На практике под юридическим адресом обычно понимается адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ для осуществления связи с ней, а под фактическим - адрес того объекта, где в действительности ведется ее финансово-хозяйственная деятельность, находится руководитель организации.

Отсутствие организации по юридическому адресу может повлечь для нее целый ряд негативных последствий, таких, как:

  • Неполучение юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. При этом сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными организацией, даже если оно фактически не находится по указанному адресу;
  • При установлении недостоверности сведений об адресе в ЕГРЮЛ налоговый орган может внести в ЕГРЮЛ запись о недостоверности сведений об адресе организации, отказать в государственной регистрации при последующем изменении сведений об адресе организации;
  • При наличии информации о том, что связь с организацией по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна, налоговый орган после направления организации уведомления о необходимости представления достоверных сведений о ее адресе и в случае непредставления таких сведений организацией в разумный срок (обычно он составляет тридцать дней с даты направления уведомления) может обратиться в арбитражный суд с требованием о принудительной ликвидации организации, либо исключить сведения о такой организации из ЕГРЮЛ;
  • Такую организацию могут посчитать обладающей признаками недобросовестного контрагента, а, следовательно, организации может быть заблокирован счет в обслуживающем банке, могут возникнуть препятствия по учету затрат при расчете налоговой базы самой организации и ее контрагентов;
  • Собственник объекта недвижимости (помещения), в котором изначально зарегистрирован юридический адрес организации, вправе обратиться в арбитражный суд с исковым требованием о прекращении использования организацией объекта недвижимости (помещения) для целей осуществления связи с этой организацией и обязании принять необходимые меры для внесения изменений в ЕГРЮЛ в части своего юридического адреса;
  • За предоставление налоговому органу заведомо недостоверных сведений об адресе (а равно за непредставление или несвоевременное представление необходимых для ЕГРЮЛ сведений) предусмотрена административная ответственность должностного лица организации в виде: штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а при повторном таком нарушении – дисквалификации от 1 года до 3 лет.

Недостоверность сведений об адресе юридического лица устанавливается налоговым органом по результатам специальной проверки. Основанием для такой проверки может явиться, в частности, то, что:

  • указанный адрес является адресом большого количества иных организаций (пяти и более), в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители организации по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);
  • находившийся (находящийся) по такому адресу объект недвижимости разрушен;
  • указанный адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с такой организацией (адрес, по которому размещены органы государственной власти, воинские части и так далее);
  • имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать организации по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных выше обстоятельств сведения об адресе организации считаются недостоверными, если заявитель не представит в налоговый орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с организацией по этому адресу будет осуществляться.

При этом в судебной практике отсутствует единая позиция о том, являются ли сведения об адресе в ЕГРЮЛ недостоверными, если регистрирующим органом в результате проверки по такому адресу установлено отсутствие вывесок, органа, представителя, работников организации, в том числе подтверждаемое «арендаторами-соседями», но при этом почтовая корреспонденция по этому адресу организацией получается. Ряд судов придерживается позиции, что в таком случае сведения об адресе являются достоверными. Но существует и противоположная позиция: факт формального получения корреспонденции не может свидетельствовать о наличии двусторонней связи с организациями, создается лишь видимость (имитация) нахождения зарегистрированных организаций по такому адресу, поэтому сведения об адресе признаются недостоверными.

При установлении в результате проверки недостоверности сведений об адресе организации в установленном порядке налоговый орган может внести запись в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений об адресе юридического лица либо отказать в государственной регистрации любых изменений, касающихся данной организации, в том числе:

  • изменения сведений об адресе юридического лица;
  • реорганизации юридического лица;
  • изменения в составе участников юридического лица;
  • изменения сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица и пр.

Следует понимать, что наличие в ЕГРЮЛ записи о недостоверности адреса юридического лица более шести месяцев с момента внесения такой записи может явиться основанием для исключения организации из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.

Кроме того, запись о недостоверности сведений о юридическом лице также обязательно вносится налоговым органом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

Таким образом, организация, отсутствующая по юридическому адресу и фактически осуществляющая свою деятельность по иному адресу, очевидно несет следующие основные риски:

  • неполучения юридически значимых сообщений, направляемых по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, в том числе от налоговых, судебных и иных государственных органов, в том числе риск неполучения уведомления о необходимости представления в налоговый орган достоверных сведений о ее адресе (с которого и начинается «точка невозврата»). Возврат такого письма либо его игнорирование может впоследствии служить основанием для признания адреса недостоверным;
  • проведения выездной проверки налоговым органом по адресу, указанному в ЕРГЮЛ и, как следствие, возможное внесение записи о недостоверности;
  • возможное исключение организации из ЕГРЮЛ при наличии записи о недостоверности более шести месяцев.

Исходя их вышеизложенного, можно дать следующие рекомендации для исключения (минимизации) указанных рисков:

  • Официально «перевести» организацию и осуществлять ее деятельность по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ;
  • Если вариант 1 для организации по любым причинам не возможен - осуществить поиск офисного помещения для последующей государственной регистрации в ЕГРЮЛ нового адреса места нахождения организации, но с соблюдением следующих условий:
  • при выборе нового адреса желательно выбирать не «массовый» адрес;
  • обязательно при заключении договора аренды помещения получить гарантийное письмо от собственника помещения;
  • оборудовать в новом офисе рабочее место, оформить вывеску Общества;
  • иметь связь с представителями собственника помещения (объекта) или организации, осуществляющей охранные услуги арендуемого помещения, при поступлении уведомления о проведении проверки налоговым органом;
  • иметь возможность получения почтовой корреспонденции по адресу арендуемого офиса, осуществлять выемку почтовой корреспонденции минимум два раза в месяц для отслеживания получения организацией юридически значимых сообщений (в том числе от налогового органа).