Многие художники, как и большинство творческих людей, обладают незаурядным чувством юмора. Но от некоторых, как например от Ван Гога, не ждешь никаких хихонек-хахонек, и тем не менее...
Эта работа написана Ван Гогом в 1885 году в Антверпене, где художник посещал курсы живописи при Королевской Академии художеств, которые по его словам не принесли ему никакой пользы. Утомленный консервативными методами работы, в частности штудированием человеческого скелета и в особенности черепа, Ван Гог пририсовал подожженную сигарету черепу на одном из своих этюдов. Получилось жутковато. Кстати, Ван Гога зачастую считали критиком курения, хотя он сам не расставался с трубкой вплоть до своей смерти в 1890 году.
Еще одна мрачная шутка, которая вписывается в девиз Memento mori (Помни о смерти). В этой работе Гольбейн прибегнул к анаморфозе (намеренное искажение формы). В наполненном деталями групповом портрете Жана де Дентельвиля не сразу замечаешь размытое пятно на переднем плане. Но стоит вглядеться и увидеть череп – всё остальное уходит на второй план. Что хотел сказать Гольбейн? Что смерть всегда рядом?
Вот как комментирует этот трюк историк искусства Юргис Балтрушайтис в книге «Анаморфоза» (1955):
Первое действие разыгрывается, когда зритель входит через главную дверь и оказывается на некотором расстоянии от двух господ, выступающих в глубине, как на сцене. Он восхищен их позами, пышностью сцены. Единственное, что нарушает гармонию, — это странное тело у ног персонажей. <...> Обескураженный посетитель уходит в правую боковую дверь, единственно открытую, и тут начинается второе действие. Уже выходя в соседний зал, он поворачивает голову, чтобы в последний раз взглянуть на картину, и тогда вдруг всё понимает: ракурс полностью скрывает сцену и делает видимым скрытое изображение. На месте прежнего великолепия он видит череп. Персонажи и все их научные приборы исчезают, а на их месте возникает знак Конца. Пьеса завершается.
Перейдем к более жизнеутверждающим шуткам. Альфонс Алле, французский журналист, писатель и художник, был известен своим острым языком и мрачными абсурдистскими выходками. Сам того не ведая, более чем за четверть века до «Чёрного квадрата» Казимира Малевича, Алле изобрёл свою «монохромную живопись. Вот наиболее известные его работы.
Многие художники шутят в своих работах не разово, а избирают иронию и насмешку отличительной чертой свой живописи. Наиболее ярких примеров - два. Первый - американский художник Норман Роквелл. Много лет он иллюстрировал обложки журнала The Saturday Evening Post, и выпустил всего 321 обложку.А его картина «Застольная молитва», проданная на на аукционе Сотбис за 46 миллионов долларов в 2013 году, стала самым дорогим произведением американского реалистического искусства, когда-либо проданным на торгах.
И второй пример, мой любимый, - Павел Пепперштейн, чьи работы представляют так называемый «психоделический реализм», в котором традиционные формы реалистического искусства используются для наполнения их галлюцинаторным содержанием.
Спасибо, что дочитали!
Рекомендую также:
Ни ума, ни фантазии - худшие фильмы про художников