Найти в Дзене

Почему после секса хочется закурить (или поплакать)?

Знакомая по сотням фильмов сцена: расслабленная пара в постели, в руке одного из них сигарета. Возможно некоторые курильщики узнают в ней себя. Но задумывались ли вы о том, откуда растут ноги у этой привычки? Оказывается, у любви к сигаретке после секса есть свое биологическое обоснование.

Знакомая по сотням фильмов сцена: расслабленная пара в постели, в руке одного из них сигарета. Возможно некоторые курильщики узнают в ней себя. Но задумывались ли вы о том, откуда растут ноги у этой привычки? Оказывается, у любви к сигаретке после секса есть свое биологическое обоснование.

Секс – процесс который вызывает мощнейший гормональный шторм. Мало что сравнится с ним по силе воздействия на организм в целом и нервную систему в частности. В цикле сексуальных реакций выделяют от трех до восьми фаз, каждой из которых соответствует свой гормональный коктейль.

Но нас сейчас интересует фаза рефракторного периода, наступающая после оргазма. Именно на этой фазе людей (чаще мужчин, но иногда и женщин) настигает посткоитальная дисфория.

Посткоитальная дисфория – чувство упадка сил, понижение настроения, подавленность или даже депрессия, наступающая сразу после завершения полового акта. Интенсивность переживаний зависит от конкретного человека. Кто-то просто чувствует физическую опустошенность, кто-то может и всплакнуть.

Казалось бы, реакция неадекватная. Но нет. Причины так себя чувствовать есть. Ведь сразу после оргазма в организме происходит следующее:

1) Падает резко подскочивший во время возбуждения дофамин. Его уровень, по сравнению с нормой, не обязательно будет низким, но на контрасте с только что разливавшейся в мозгу эйфорией, падение будет весьма ощутимым.

2) Повышается пролактин. Этот гормон еще больше угнетает дофаминовые рецепторы. В норме, он призван вызывать сексуальное удовлетворение и снимать возбуждение, чтобы дать организму восстановиться. Однако при гормональном дисбалансе высокий пролактин понижает настроение, способствует преждевременной эякуляции и снижает либидо.

3) Тестостерон тоже снижается. При воздержании уровень тестостерона достигает своего пика на 7 день (145% от нормы). Затем начинает постепенно снижаться до базового уровня.

4) Окситоцин. Этот важный парень ведет себя по-разному, в зависимости от того, с кем вы занимались сексом. Если с близким человеком, к которому испытываете привязанность – он растет. Если с тем, кому не очень-то и доверяете - падает, ухудшая гормональную картину.

Сильнее и резче всего по настроению бьет упадок дофамина. Чтобы его снова подхлестнуть, человек прибегает к знакомым способам. Например – к никотину, который, как и большинство наркотиков, способствует выработке дофамина.

Впрочем, не только сигаретка: те, кто, вылезая из постели, бредут к холодильнику или заваривают себе кофе, с биологической точки зрения делают то же самое, что и курильщики. Пытаются подтянуть дофамин.

Способ рабочий, но не слишком полезный. Сексологи советуют бороться с посткоитальной дисфорией не забивая симптомы, а улучшая гормональный баланс. Сделать это поможет уже мелькавший в тексте окситоцин.

Помните, мы говорили о том, что при сексе в любимым человеком окситоцин растет. Так вот, растущий окситоцин усиливает выбросы дофамина сам по себе – без сигарет или вкусняшек. Именно он способен побороть «посткоитальную грусть» вполне естественным способом, без формирования зависимостей.

Усилить окситоцин можно с помощью объятий, поцелуев и прочих няшностей. Так что женщины, стремящиеся после секса помурлыкать, пообщаться и узнать любят ее или нет – абсолютно правы. С другой сторон, желание мужчины сразу же заснуть тоже вполне объяснимо: это говорит о нормальном балансе окситоцина и пролактина – у таких джентльменов все и так хорошо и стимулировать дофамин им не нужно.