Найти тему
Зодчество

Чудо техники: древний музыкальный инструмент, играющий «сам по себе». История гидравлоса

К настоящему времени многие из достижений науки и техники древних цивилизаций оказались совершенно забыты. А ведь еще несколько веков назад существовал, известный еще с античных времен, музыкальный инструмент играющий, по словам видевших его людей, сам по себе и называемый гидравлос.

Но что это за инструмент и почему же он канул в небытие?

Древнеримская фреска с изображением музыкантов, играющих на одной из вариаций гидравлоса и трубе.
Древнеримская фреска с изображением музыкантов, играющих на одной из вариаций гидравлоса и трубе.

Гидравлос (гидравлис) или водный орган был описан в многочисленных трудах знаменитого Ктесибия (3 век до н. э.), Филона Византийского (3 век до н. э.) и Герона Александрийского (1 век н. э.).

Как и водяные часы (клепсидры) времен Платона, он не рассматривался как игрушка, а имел особое значение для греческих философов.

Характеристики гидравлосов отчасти известны из мозаик, картин, литературных произведений и по сохранившимся фрагментам самих музыкальных инструментов. В частности, в 1931 году в Венгрии были обнаружены останки гидравлоса с надписью, датируемой 228 годом нашей эры. Кожаные и деревянные фрагменты инструмента не сохранились, но металлические части позволили восстановить рабочую копию в Музее Аквинкума в Будапеште (Aquincum Museum).

Фрагмент инструмента из Аквинкума.
Фрагмент инструмента из Аквинкума.

Точное устройство инструмента остается предметом жарких дискуссий и ныне почти ничего не известно о музыке, играемой на гидравлосах. В общих чертах о конструкции известно следующее: поток воздуха, направленный по трубкам, от естественного источника (например водопада), подавался в специальную камеру, погруженную под воду. По мере увеличения давления, воздух вытесняемый из камеры, поднимал и уровень воды в окружающем ее сосуде. В свою очередь, избыточный воздух уходил в прикрепленные к камере трубы, издававшие причудливые звуки.

Гидравлос Герона Александрийского.
Гидравлос Герона Александрийского.

После своего изобретения греками, гидравлос обрел популярность и в Древнем Риме. В Средние века, в Восточной Римской (Византийской) империи и мусульманском мире изобретатели разработали, среди прочих, и автоматический водяной орган, описанный выдающимся ученым Арабского халифата, Бану Муса, в IX веке в книге «Гениальных (хитроумных) устройств».

«Музыкальное дерево» дворца багдадского халифа Аль-Муктадир Биллаха, представлявшее собой вариацию гидравлоса, можно было услышать на расстоянии шестидесяти миль (описано в «Сирр аль-Асрар» («Сокровенных тайнах»)).

Музыкальный инструмент на Злитенской мозаике,  II век.
Музыкальный инструмент на Злитенской мозаике, II век.

К концу XII века удивительные автоматы достигли Италии и остальной Западной Европы. В эпоху Возрождения водные органы вновь приобрели популярность среди приверженцев эзотерических наук. Их размещали в садах, гротах, консерваториях королевских дворцов и особняках богатых патрициев, чтобы порадовать зрителей не только музыкой, но и показами танцующих фигурок-автоматов, хлопающих крыльями птиц и мифических существ.

Водяные органы были крайне популярны в Европе, однако уже к концу XVII века интерес к ним совершенно угас (в основном из-за дорогостоящего содержания).

Но сохранился ли хоть один из этих музыкальных инструментов до наших дней?

-5

Оставленные без обслуживания музыкальные инструменты постепенно разрушались и вскоре были совершенно забыты. К 1920 году канул в небытие последний из гидравлосов. Все современные «копии» являются лишь вольной реконструкцией.

Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.