Найти тему

Мы - не только Иван Голунов

Толпа. Иоланта Трофимова
Толпа. Иоланта Трофимова

Ивана Голунова освободили - и это огромная победа гражданского общества и всей профессии над полицейским произволом. Тем удивительнее, что «Дело Голунова» фактически стало второй победой за последние два месяца - несколько ранее относительно благополучно закончились протесты против строительства храма в Екатеринбурге. Хотя история с храмом еще не закончена, это видно по новостям, в которых говорится, что тот самый сквер все еще находится в списке мест, на которых этот храм может появится. Так или иначе, два таких масштабных события, случившихся одно за одним вселяют надежду.

Власть пошла на попятную, будут уволены генералы МВД, в Совете Федерации обсуждают полицейский произвол и возможность пересмотра 228 статьи. Либеральные журналисты хвалятся своей информированностью и источниками в Аппарате Президента и разговаривают о воюющих башнях Кремля и других скрытых политических мотивах освобождения журналиста.

Освобождение Ивана Голунова - огромная победа, а в масштабах одного человека, который чуть было не стал жертвой скрипящей и неказистой судебной системы важность этих событий и вовсе сложно переоценить. Тысячи человек выходили на пикеты, писали, делали репосты в соцсетях, выкладывали номера легендарных теперь номеров «Ведомостей», «Коммерсанта» и «РБК» в сторис. Удивительным было видеть поддержку Ивана Голунова со стороны откровенно провластных журналистов или людей, которых кроме как пропагандистами назвать нельзя. Причем, речь не только о Симоньян, Киселеве или Зейналовой, а и об их региональных версиях, которые чуть более робко, но сделали поддерживающие публикации. Так вот, теперь все эти люди, которые держали плакаты и носили футболки «Мы - Иван Голунов» должны добавить в свои лозунги «Не только», чтобы получилось «Мы - не только Иван Голунов».

Освобождение Голунова - победа. Но теперь нам нужно вспомнить фразу «Проигран бой, но не война» и перевернуть ее. Выигран бой, но не война. И тысячи «Не Иванов Голуновых» выплачивают штрафы за репосты, сидят по 282 статье, привлекаются за проявление неуважения к представителям власти, ждут судов по «дадинской» статье. Этим людям никто уголовное преследование не отменит, потому что у них не оказалось такой мощной поддержки, в их случае не было такой слаженной работы и задействования такого ресурса, который был мобилизован в поддержку Ивана Голунова. За освобождение этих людей проходят малочисленные пикеты на окраинах провинциальных городов, создаются петиции, которые подписывает несколько сотен человек, пишутся письма, которые не уходят выше приемной губернатора, или оседают среди тысячи писем, которые бесконечно направляются в Администрацию Президента со всех концов России, чтобы получить в ответ формальную отписку. Точечно - проблема решена. Фундаментально - ничего не изменилось. Прекращение преследования было точно таким же авторитарным решением, как и все другие. Система и не собиралась спотыкаться. Судьи, которые избирали меру пресечения, не заметили абсурдности дела, полицейские, которые задерживали Голунова без посторонних чувств подбросили ему наркотики. Они не задумались, стоит ли им выполнять преступный приказ. Они подкинули просто так. Значит, и раньше они подкидывали, и эта история напоминает конвейер. Да, один из 32 зубов слегка покрошился о Голунова. Или даже не покрошился, нет. Это как выпить ледяной воды, вдруг заболел. Но это ничего, надо подождать, пока чуть согреется или пить маленькими глоточками, тогда не заболит. Так и тут. Ладно, в этот раз не получилось, получится в другой. Пусть решение принято на высшем уровне, но воспримут ли это решение как сигнал тысячи таких же потенциально готовых подбрасывать наркотики людей? Я не уверен.

Один мой знакомый говорил, что в ряде силовых ведомств в профильных анкетах есть вопрос, готовы ли сотрудники в случае необходимости открывать огонь по мирному населению. Якобы только положительный ответ свидетельствует о профессиональной пригодности человека. Но, на мой взгляд, наоборот, при такой постановке вопроса в силовые структуры, призванные охранять безопасность людей, живущих в стране, должны брать только тех, кто ответит «Нет».

Пусть даже вся эта история с анкетами выдумка и никто их никогда не раздавал. Пока мысленно есть те, кто отвечает «Да». Пока находятся те, кто с остервенением опускает дубинку на голову протестующего, пока доля оправдательных приговоров не выше 1% общество должно держать плакат «Мы - не только Иван Голунов» в знак того, что похожая ситуация не только может случиться с каждым, но уже случилась с тысячами людей, которые остаются безвинно осужденными и преследуемыми.

Я безмерно рад, что в случае с Иваном Голуновым общество победило. И мне хочется сказать, что мы победили! Все вместе! Но нам нужно еще столько побед, сколько людей продолжает оставаться в аналогичной ситуации.

И еще одна большая победа, чтобы никто больше в такой ситуации оказаться не мог.