«Трудно назвать другого поэта, - пишет Е.Ермилова, - у которого был бы так широк диапазон лирического «я»: от предельно конкретной, переплескивающейся за грань стиха эмпирической личности до предельно обобщенного образа Поэта, как он сложился в представлениях романтизма: задача его – прямо слить собой космически-природный и человеческий миры.
И если у кого-то лирический герой далек от истинного авторского «я», то здесь как раз тот редкий случай, когда представление о живой личности, о биографии, облике, голосе почти отождествляется с представление о лирическом «я». Вспоминая стихотворения Есенина, мы сразу же представляем перед собой образ самого поэта, его выразительную жестикуляцию во время чтения – это видно по размашистым и утрированным жестам в его поэзии, они жизненны и оттого удивительно достоверны.
Не сразу выделяется из есенинского образного мира лирическое «я» - «Я,Сергей Есенин», т.к. его ранние стихи все же опираются на широкий и богатый пласт фольклорной образности.
Для Есенина образ сродни цветку, он, постоянно преодолевая препятствия, растет сквозь землю. Это герой, который проходит рука об руку с самим поэтом всю его жизнь, поэтому лирический герой молодого, точнее раннего Есенина – это странник, «захожий богомолец, смиренный инок, который идет к святыням». Последний поэт деревни, святыня которого русская земля.
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.
Ранний лирический герой смирный и гармоничный. Он находится в абсолютном перемирии со своим внутренним миром и естественным циклом жизни.
Но позже этот «странник» меняется, и в его облике появляется разбойник, который потом присутствует на протяжении всего творчества Есенина.
1917 году, во время революции, разбойник-странник становится также пророком, когда Есенин пишет небольшой цикл коротких поэм. Все живое подвергается уничтожению из-за этой проклятой вражды, умирает его любимая сердцу деревня, погибает крестьянство, и поэтому лирический герой Есенина мечется и описывает чужую страну, где христианства нет.
Казалось бы, лирический герой Есенина находится сам на краю пропасти, но вскоре поэт возвращается к своей традиционной крестьянской философии, идее связи человека с космосом, и его лирический герой, плача, осознавая неизбежность гибели крестьянской культуры, идет дальше.
Есенин, а вместе с ним и его герой, закрывает свою душу от всех за напускной бравадой в своей «Исповеди хулигана», и упорно ищет выход. «Единственным спасением и возрождением израненной души лирического героя становится любовь и воспоминания о родном селе и мире материнской любви и заботы, противопоставленном греховной жизни городе».
В цикле «Любовь хулигана», в стихотворении «Письмо матери» лирический герой поверяет свое самые сокровенные желания и думы тем, кто готов их услышать и принять. В мировоззрении Есенина, что явственно отражается и на его лирическом герое, возникает кризис. Все с той же надеждой на любовь, Есенин пытается его преодолеть и пишет цикл «Персидских мотивов». В стихотворениях к прекрасной девушке(«Шаганэ, ты моя, Шаганэ»), лирический герой борется с одиночеством и тоской, но даже здесь, в этих стилизованных под Восток стихах звучит голос родины, Есенинский герой не забывает о «рязанских раздольях».
Природа, которая единственная остается для Есенина неизменной и незыблемой, и та не может затмить ощущения ненужности у лирического героя. Эта раздвоенность, в конце концов приводит к борьбе со своим «я», лирический герой, а вместе с ним и сам Есенин пишет поэму «Черный человек». «В ней лирический герой побеждает темную сторону своей души, и, несмотря на то, что со временем поэт стал задумываться о смерти, его лирический герой все равно нашел то, что помогает человеку выстоять в любых трудностях. Чистая любовь и ее ожидание делает лирического героя Есенина и самого автора бессмертным, ведь как писал сам поэт: «Предназначенное расставанье обещает встречу впереди».
Если вам понравилась статья, то пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!