В летние месяцы самым популярным продуктом в старом Саратове становилась вобла. Малая ее часть ловилась попутно с селедкой сплавными сетями против Казачьего острова и близ Увека. Основная же рыбка - крупная икряная черноспинка - привозилась из Астрахани. Несколько дней вобла вялилась у места лова на астраханских топях, пока не стекал рассол, потом связки ее перегружались на суда.
Свежинка эта рыбная, если она не пересохла, то была преисполнена нежности и с весны на рынках ходила в высокой цене. Рыботорговцы старались побыстрее доставить саратовцам этот ходовой товар. Целыми днями по улицам и дворам ходили бабы-перекупщицы и кричали протяжно: "Во-о- облы! Ры-ы-ыбы!"╩ Вобла связками по 20 штук висела у них на коромысле, крупная отборная - по пять копеек штука, мелкая - по три. В лавках, рыбных рядах и лабазах покупали ее - связками и зембелями - так обходилось дешевле. Та вобла, что продавалась раз носчицами и мелкими торговцами, называлась "вобла перекупная". Торговали ею для домашнего приработка.
Хозяйственный был это продукт, а главное- удобный, всегда готовый к употреблению, хорошо хранился, не портился, дешевый и питательный.
Зажиточные и большие семьи покупали воблу кулями и тут же на берегу брали в носильщики галаха, чтоб за двугривенный донес до дома на Покровскую улицу или подзывали извозчика, чтоб отвезти подальше, к примеру, на Староострожную.
Лавочники, бабы-перекупщицы под дюжину кулей нанимали ломовика. Выбирая рыбку, знатоки смотрели, чтоб была в меру посолена, чтоб не была с душком или подопревшей. Товар нюхали, перегибали в руках (не пересушь ли?), стучали рыбины друг о друга , определяя по звуку готовность к употреблению. Рыбка должна была быть "в самый раз", не легка и не тяжела, а когда постучишь ею о бревно да помнешь как следует, начнешь чистить - шкурка должна сама сходить за один раз. То же и половинки спинки должны разделяться и идти в отрыв целиком, смазанные блестящей пленочкой жира. Вещь вкусная, можно сказать - деликатес! И главное, продавалась везде. В трактирах и буфетах, на пароходах ее подавали к пиву свежему калинковскому.
Рыбные ряды на базарах ломились от этого продукта. Словно специально для простых православных людей вобла создана. Истинно русская народная рыбка. Не стерлядка царская, не севрюжина дворянская, не осетрина купеческая. А все потому, что от Волги она, от матушки и кормилицы. Можно ли без нее народу жить?.. Так и слышится старинный саратовский призывный клич: "Во-о-облы! Ры- ы-ыбки!"
Виктор СЕМЕНОВ, 1997 год