Милостивый государь, заступитесь за бедных рабочих, которые остались без куска хлеба
Так начиналось коллективное письмо в редакцию газеты «Новое время», подписанное жителями казанской Ягодной слободы в феврале 1910 года. Как это вовсе и не странно, заступа им была нужна от закона и от борцов с коррупцией.
Началась эта история 15 декабря 1907 года, когда председатель Совета министров Российской империи Пётр Аркадьевич Столыпин запустил в отношении Московского градоначальства сенаторскую, то есть выше уже некуда, ревизию под руководством Н. П. Гарина. Если подумать, то эта антикоррупционная эпопея разворачивалась в том же русле борьбы с революцией, что и репрессии против «крамольников», поскольку власти прекрасно понимали, что у массовых выступлений и мятежей все же были объективные причины и одними «галстуками» и «вагонами» имени премьер-министра, да цензурой печати обойтись никак не получится – нужно наводить порядок.
Обыски, выемки документов и аресты подозреваемых в мздоимстве и казнокрадстве чиновников Первопрестольной шли снизу доверху и всё расширяющимися кругами. В какой-то момент ревизоры вышли на факты аналогичных злоупотреблений в Московском интендантстве и с июля 1909 года было начато отдельное следствие в этом направлении. Дальше – больше. Следы пошли в регионы и в результате ревизиям были охвачены все интендантские округа, а по итогам в этот антикоррупционный водоворот затянуло артиллерийское и морское ведомство и даже пограничную стражу.
Взятки, недопоставки, «откаты», просроченные и вовсе фиктивные поставки, приёмка некачественного товара и вновь взятки. Отчёты о разоблачениях не сходили со страниц газет больше года и армейский «тыл» лихорадило.
На периферии спешно готовились к приездам комиссий, в панике нанимали дополнительный персонал, чтобы разобраться с бумагами и учётом материальных ценностей. Было о чём беспокоиться. Если и не о казнокрадстве, то о разгильдяйстве. Например, в Хабаровском интендантстве:
Было обнаружено внезапное исчезновение книги вещевого склада. Книга разыскана; она оказалась в клозете и с трудом была спасена
К 1 января 1910 года было возбуждено более сотни судебных дел против почти 500 обвиняемых, в числе которых было 20 генералов. Были приговоры и были самоубийства.
Особенно много газеты писали о ревизиях в Киеве и Казани. В Киеве она в 1910 году даже пошла на второй круг. В Казани же после судов приключилось то, что называется «итальянской забастовкой».
Из письма рабочих:
Назначенные вновь члены приёмной комиссии взяли такую тактику, чтобы браковать у фабрикантов товар и этим доказать, что они взяток не берут.
Вследствие такого приёма фабриканты Алафузовы заявили к расчёту около 1,000 человек, так что 1,000 семейств остаются без хлеба в зимнее время, когда в Казани буквально нет другого заработка кроме Алафузова.
Браковка товара происходит не из-за того, что товар плох, нет, — лишь потому, что не подходит к описанию. Пример такой: не хватает 1/16 дюйма рубашки — это брак; считают стежки — не хватает 1—2 стёжек, — тоже брак.
Принимают по сто рубашек в день, когда фабрика вырабатывает по 2,000 рубашек ежедневно, почему и скопились большие запасы, и чтобы их рассмотреть, то при таком составе комиссии потребуется год.
Затем шорно-амуничная мастерская торгового дома бр. Гольдберг также заявила рабочим расчёт из-за того, что назначенный офицер также начал всё браковать.
Заканчивается письмо так:
Надеемся, г. редактор, что вы не оставите нашу просьбу поместить это письмо в вашей уважаемой газете, за что будем за вас Богу молиться.
Какого заступничества ожидали рабочие от прессы не совсем понятно. При таком раскладе, когда всё строго по инструкции, господин редактор мог разве что тоже «за них Богу молиться».
Меня же в этом занимательной эпизоде зацепила одна конкретная фраза: «в Казани буквально нет другого заработка кроме Алафузова». То есть фактически – кроме работы на армию.
Как известно, "у России только два верных союзника: её армия и флот". Они же, судя по всему, и работодатели.
==================
Источник: иркутская газета "Сибирь", 1910, 23 февраля (№ 44), стр. 3.
Случай в Хабаровском интендантстве взят из заметки "Интенданты готовятся к ревизии" в иркутской газете "Восточная заря", 1909, 2 сент. (№ 109), стр. 3.
Про сенаторские ревизии можно почитать тут или тут.
Также использованы материалы из двухтомника Я.А. Седовой «Октябрический режим» (в GoogleBooks доступны Т. 1. 1906-1909 и Т. 2. 1909-1911).