Моя мама — человек предпенсионного возраста. Болячек накопилось за жизнь, и поэтому она часто ходит по поликлиникам, недавно лежала в больнице. Отовсюду она приносит небольшие истории, которые услышала от других пациентов, таких же почти пенсионерок или уже пенсионерок. И каждый такой рассказ подтверждает мой вывод насчёт того, что мы сами (точнее, то поколение, что уже уходит) создали реальность, в которой живём: где низкий уровень жизни, плохое качество обслуживания и услуг в различных сферах, а также отношение к гражданам только как к источнику получения прибыли.
Так, после выписки из больницы, она рассказывала, что многие из её соседок по палате одаривали их общего врача различными материальными подарками, в том числе и деньгами в конвертах. При этом она отмечала, что врач относится к людям, откровенно говоря, невнимательно: на возникающие у пациента вопросы о лечении не отвечает, уклоняется от диалога, толком не консультирует. На мой вопрос: «А для чего они это делают, если не удовлетворены таким специалистом, и разве не логичнее было бы написать жалобу на его работу в контролирующую данную больницу инстанцию?», я так и не услышал вразумительного ответа.
И даже сама мама, насмотревшись и наслушавшись примеров, как другие пациентки в её палате несут в благодарность за безразличное к себе отношение сумки с всевозможными подношениями врачу, уже завела со мной разговор о покупке какого-нибудь презента для него. Она словно забыла о своих претензиях, пока я ей не напомнил о них. Вот уж и вправду говорят, что дурной пример заразителен. У человека словно отключается голова вместе со здравым смыслом. Вчера ещё она возмущалась таким уровнем лечения, а сегодня готова бездумно повторять поведение бабушек с соседних коек.
Тем самым врач, как собака Павлова, реагирует на положительные стимулы в виде подарков, которые он получает за свою деятельность, и продолжает в том же духе. И, возможно, даже и не подозревает, что он что-то не так делает. Ведь никто не возмущается. Критика нулевая в его адрес. Пациенты только лебезят, предано заглядывают в глаза в ожидании ответов на свои вопросы и несут подарки за полное к ним безразличие. Напрашивается сравнение с людьми страдающими стокгольмским синдромом или что-нибудь нецензурное.
Рядовой гражданин платит налоги в бюджет, чтобы иметь возможность получать различные услуги в медицинских, учебных и других учреждениях. Врачи, учителя и прочие получают из этого бюджета зарплату, другими словами, они едят с рук рядового гражданина. А гражданин стесняется спросить то, что ему обязаны дать по праву, то, за что он заплатил. И такое поведение я замечаю везде, в любых сферах. Чем бесцеремоннее себя ведут исполнители своих обязанностей с простыми людьми, тем больше эти люди заискивают и преклоняются. Со стороны это выглядит крайне уродливо, как атавизм, который нужно преодолеть, пусть даже путём хирургической операции. Иначе лучше мы жить не начнём никогда. Неужели мы хотим быть только ресурсом для наполнения чужих карманов и поддерживать существующую систему?