Этот блог посвящен истории костюма и тому, как одеты различные книжные героини. В этот раз мы поговорим о героинях, но не книжных, а вполне реальных. В предыдущей серии я уже рассказывала о внешности Зинаиды Гиппиус и платьях Генриетты Гиршман - сегодня расскажу о том, как менялись наряды Любови Менделеевой и как позировала Саломея Андроникова разных художникам. Ну и о талантах Ольги Судейкиной.
Итак, Она, "Жена облеченная в солнце", Прекрасная Дама, идеал Вечной Женственности, воспетый Александром Блоком. Соратники Блока по поэтическому кружку тоже быстро увидели в Менделеевой Прекрасную Даму, наделили ее способностью вершить судьбы мира и при каждой встрече так и сяк толковали каждый ее жест и каждую деталь ее платья.
А между тем, Любовь Дмитриевна Менделеева была в первую очередь женщиной, причем очень земной. Такой ее видела и Анна Ахматова, надо сказать, недолюбливавшая Менделееву и за глаза называвшая ее "бегемотом, поднявшимся на задние ноги". Что ж, каждый имеет право на собственный взгляд. Посмотрим и мы на то, как менялся образ Любови Дмитриевны.
В начале июня 1898 года семнадцатилетний Александр Блок приехал в имение Менделеевых, соседнее с Шахматовым, своим родовым имением. Приехал на белом коне, в элегантном костюме, мягкой шляпе и щегольских сапогах. Позвали Любу – она пришла в розовой блузке с туго накрахмаленным стоячим воротничком и маленьким черным галстуком, неприступно строгая. Ей было шестнадцать, она сразу произвела впечатление на Блока, а ей он, наоборот, не понравился: она назвала его «позером с повадками фата». В разговоре, однако, выяснилось, что у них есть масса общего: например, оба они мечтали о сцене. В Боблове началась оживленная театральная жизнь: по предложению Блока поставили отрывки из шекспировского «Гамлета». Он играл Гамлета и Клавдия, она – Офелию. Во время репетиций Люба буквально заворожила Блока своей неприступностью, величием и строгостью. После спектакля они пошли прогуляться – впервые оставшись наедине. Именно эту прогулку оба вспоминали потом как начало их романа.
Но вскоре знакомство прекратилось: Менделеева была влюблена в Блока, однако, стыдилась этой влюбленности. В 1900 году она поступила на историко-филологический факультет Высших женских курсов, завела новых друзей и постепенно забыла о своей любви. Однако, Блок, тоже на какое-то время забывший о ней, сперва увлекся философским учением Соловьева о любви земной и любви небесной, потом внезапно встретил ее на улице - и решил, что это его судьба. В 1903 году молодые люди обвенчались.
Однако, Любовь Дмитриевна иногда одевается очень модно.
Менделеева и Блок прожили вместе до 1921 года, до смерти поэта. Менделеева не раз заводила романы - Блок тоже. Но Менделеева взяла на себя всю заботу о нем - а он любил ее одну: остальных он любил параллельно. Любовь Дмитриевна стала музой, вдохновившей не только Блока, но и другого поэта, Андрея Белого. Ахматова же в начале 1920-х, в тяжелое экономически время, увидела Менделееву на улице, с трудом тащившую тяжелые сумки, и удивленно написала в дневнике: "Что в ней нашли? Какая Прекрасная Дама?" Ахматова, кстати, никогда сумок не таскала - за нее это делали другие.
Саломея Андроникова, грузинская княжна, жена богатого чаеторговца, хозяйка литературного салона в Петербурге.
В мемуарных записках Тэффи (1913 г.) можно прочесть:
«Украшением ... вечеров, как всегда, была Саломея Андреева (Андроникова) -
не писательница,
не поэтесса,
не актриса,
не балерина
и не певица.
— сплошное не.
Но она была признана самой интересной женщиной нашего круга...»
Саломее посвящал стихи Осип Мандельштам, Ахматова подарила ей свой сборник "Четки" с подписью "В надежде на дружбу", а потом написала о ней стихотворение "Тень"
"Всегда нарядней всех, всех розовей и выше,
Зачем всплываешь ты со дна погибших лет?
И память хищная передо мной колышет
Прозрачный профиль твой за стеклами карет.
Как спорили тогда — ты ангел или птица,
Соломинкой тебя назвал поэт,
Равно на всех сквозь черные ресницы
Дарьяльских глаз струился нежный свет".
В 1922 году Саломея эмигрировала в Париж, где вышла замуж за юриста Гальперн. Ее красота позволила ей работать манекенщицей, а должность мужа открыла двери в дипломатический круг. Саломея никогда не забывала тех, с кем делила дни светлой юности: она финансово и морально поддерживала Марину Цветаеву, она устроила переезд во Францию Зинаиды Серебряковой.
Саломея Андроникова дожила до глубокой старости, сохраняя красоту и элегантность. В ее некрологе было сказано: «8 мая в Лондоне на 94-м году жизни скончалась Саломея Николаевна Андроникова, последняя из блистательных женщин, которым довелось быть современниками расцвета Серебряного века русской поэзии. Саломея Андроникова была одной из самых известных красавиц той эпохи...»
В 1923 году Георгий Иванов писал:
"Январский день. На берегу Невы
Несётся ветер, разрушеньем вея.
Где Олечка Судейкина, увы,
Ахматова, Паллада, Саломея?
Все, кто блистал в тринадцатом году —
Лишь призраки на петербургском льду".
Ольга Судейкина - танцовщица, актриса, переводчица, скульптор, создатель кукол, просто красавица и жена художника Сергея Судейкина. Она успевала играть в театре (профессиональная актриса, выпускница Императорского театрального училища), танцевать и декламировать стихи в "Бродячей собаке", экспериментировать с танцем в стиле Дункан, делать кукол и переводить поэзию. Удивительно, но при такой постоянной профессиональной занятости у Ольги была невероятно бурная светская жизнь. Она стала настоящей музой поэтов. В ее квартирке – «кукольном доме», по выражению современников, – бывали все тогдашние знаменитости. В нее были влюблены Велимир Хлебников и Федор Сологуб, ей писали стихи многие поэты – Георгий Иванов, Игорь Северянин, Всеволод Рождественский… Анна Ахматова стала ее ближайшей подругой.
Судьба Ольги Глебовой-Судейкиной после революции - грустная. Какое-то время она жила на Фонтатнке, 18 в одной квартире с Ахматовой, а потом эмигрировала в Берлин, откуда переехала в Париж. Выживала она исключительно собственными дарованиями: продавали свои скульптуры, вышивки. А еще ее знали как "даму с птицами": после предательства мужа, она окружила себя целой стаей птиц, считая, что людям больше не нужна. Умерла в 1945 году, похоронена на Сен-Женевьев-де-Буа.
Подписывайтесь на мой канал "Мода в книгах", а если подписаны - ставьте лайки, пожалуйста: мне это поднимает настроение.
Первая часть "Музы Серебряного века" здесь.