Найти тему
zautra.by

Почему белорусы разлюбили Лукашенко?

НАТАЛЬЯ КОЛЕСНИЧЕНКО, ЗАВТРА ТВОЕЙ СТРАНЫ

Рецепт от экспертов – как управляющей элите вернуть симпатии народа.

Высшее руководство страны знает, что теряет любовь и доверие населения.

− Я понимаю, и вы понимаете, что уж не умирает народ от любви к нам, − призналАлександр Лукашенко на встрече с новыми руководителями местных органов власти.

Что могли бы предпринять власти, чтобы изменить ситуацию?

Не делать из Беларуси региональный колхоз

Активист профсоюза радиоэлектронной промышленности Андрей Стрижак считает, что управленцам стоило бы перестать сидеть в башне из слоновой кости, а начать прислушиваться к тому, что говорят независимые эксперты, создавать рабочие группы, в которые входили бы люди, понимающие, как работает рынок труда и что способно стимулировать развитие экономики.

− Это даст импульс для появления новых идей в государственной системе, которая, как мы очень хорошо знаем, имеет короткую скамейку запасных. И те кадры, которые «ператрахиваются», как говорит Александр Григорьевич, уже не дают новых идей, концепций, подходов, − объясняет Андрей Стрижак.

Время указывает вертикали, что палкой заставить работать экономику больше не получается.

− Мы – часть мировой экономики и мировых тенденций. Очевидно, что они на нас отражаются. И отгородить отечественную экономику в региональный колхоз не получится. Чтобы развиваться, нужно прислушиваться к мнению экспертов, − считает Андрей Стрижак.

Провести настоящие выборы

Первое и главное решение, которое могло бы привести к реальным изменениям, по мнению председателя правозащитного центра «Весна» Алеся Беляцкого, − это проведение свободных и честных выборов. Люди десятилетиями наблюдают несменяемость и застой власти, отчего у граждан практически нет к ней доверия.

Но власть все еще не готова к изменениям.

− У гэтым годзе адбудуцца парламентскія выбары, у наступным – прэзідэнтскія. Але выканаўчыя ўлады, якія фальсіфікавалі выбары папярэднія разы, нічога не збіраюцца мяняць у практыцы правядзення выбарчай кампаніі ці ў выбарчым заканадаўстве, − говорит правозащитник.

Реальные изменения в ветвях власти, справедливые выборы открыли бы новые перспективы для общества и развития государства, считает Алесь Беляцкий

− Гісторыя неаднаразова падцвярджала, што такая стагнацыя не можа цягнуцца вечна, і ў рэшце рэшт адбываюцца сур’ёзныя змены, − говорит он.

«Оздоровить» правоохранительную и судебную системы

− У нас выканаўчая ўлада падмяла пад сябе і заканадаўчую ўладу, і правасуддзе. Таму няма ні справядлівага правасуддзя, ні нармальнай заканадаўчай улады. Гэта не схаваць – людзі ўсё бачаць. Пакуль што яны маўчаць, але прайдзе час, калі яны скажуць сваё слова, − считает Алесь Беляцкий.

Новые подходы в работе правоохранителей, направленные на защиту граждан, а не только интересов представителей госструктур, вместе с независимостью судов от исполнительной власти и соблюдением принципа равноправия перед законом всех граждан и юридических лиц, однозначно повысили бы уровень доверия и уважения к ним.

Решить − социализм или капитализм. И признаться народу в своем выборе

− Если мы называем Беларусь социальным государством, то почему у нас каждый день сокращаются социальные гарантии? Почему уменьшаются выплаты, исключаются из стажа годы, потраченные на уход за людьми с инвалидностью первой группы, декретный отпуск, учебу в университете? – задается вопросом Андрей Стрижак.

Эти шаги четко сигнализируют, что страна уходит от своей социальной модели. Но в таком случае властям следовало бы честно сказать об этом людям и продолжать строить государство на других принципах.

− Пока не будет честности в отношениях между государственными структурами и обществом, доверия к власти не будет. Чиновники это отлично понимают и даже принимают какие-то решения. Но они имеют половинчатый характер, из-за чего не срабатывают, а делают только хуже, − добавляет активист профсоюза радиоэлектронной промышленности.

Расконцентрировать власть

Если судить по заявлениям представителей власти, передача части полномочий в разные руки уже стоит на повестке − активизировались разговоры о возможных изменениях в Конституцию и повышении роли местных властей.

− Лукашенко говорит, что надо часть президентских полномочий распределить между другими ветвями власти. Лидия Ермошина вообще заговорила о том, что надо развивать (а положа руку на сердце, начинать с нуля) местное самоуправление, − говорит политический обозреватель Александр Класковский.

Отчасти это игра на публику, в первую очередь западную, но какие-то декоративные шаги вполне возможны, например, конституционные изменения в сторону более сложной игры с элементами управляемой демократии, предполагает эксперт.

Впрочем, он убежден, что до выборов подобная либерализация вряд ли случится. И тем более рано еще ожидать системных демократических реформ.

Или просто повысить доходы…

Самый простой путь, чтобы заслужить симпатии электората, – дать побольше денег. − Когда действовал нефтяной офшор, Александр Лукашенко достаточно динамично поднимал зарплаты. И тогда действительно его популярность была высока, − отмечает Александр Класковский. – Но эта лавочка по ряду причин прикрылась, и власти ничего не остается, как поправлять свой имидж пиаровскими усилиями.

Как раз это власти и делают, стараясь избавиться от лишней брутальности и перегибов. Это и демонстративная борьба с коррупцией, и поездка в Могилев на встречу с цыганской общиной главы Администрации президента Натальи Кочановой, и выход брестских властей на диалог с активистами, выступающими против строительства аккумуляторного завода.

− Когда Лукашенко говорит, что народ не умирает от любви, возможно, он косвенно выдает, что видит не радующие его показатели закрытых социологических опросов, и что его рейтинг отнюдь не блестящий, − считает политолог.

Но чем ближе к выборам, тем все более напряженной будет обстановка, потому что власть пытается решить две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, казаться «белой и пушистой», с другой – любой ценой удержать «стабильность» и не допустить общественно-политической турбулентности. Так что чудес либерализации, «мягкости» силовиков и чиновников по отношению к людям ожидать не приходится, считает Александр Класковский.