Раннее утро. Пустынные улицы Гинзы. Токио всё-таки умеет спать.
Высокоскоростной Синкансен вылетел пулей с центральной станции.
JR Pass активирован и первая поездка по нему в Киото. JRP позволяет заблаговременно забронировать определенное место в Синкансене, либо занять свободное в вагонах "Non-reserved", без наличия JRP билет с выбором места обошёлся бы в 8000-9000р (в зависимости от типа поезда), а без выбора в 6000-7000 р. Бронь осуществляется за считанные минуты. Для этого необходимо заглянуть в ближайший офис JR, благо их очень много, и запросить регистрацию на определенный маршрут/день/час/минуту. Из расчёта на одного человека можно оформить до 4-х броней одновременно, если, конечно, есть четкое понимание, когда, где и куда вы планируете ехать, но ничего страшного не случиться, если вы вдруг не воспользуетесь бронью. По всем правилам приличия, конечно, лучше ее отменить в офисе JR, но никто не скажет ничего плохо, если вы не сделаете этого.
Мной в Японии двигала идея попробовать все, и начал я конечно с того, что больше всего люблю, а именно с еды. В Токио я попробовал кайтен суши (конвейерные) из осьминогов, лосося и макрели на цветных тарелках. Еда двигается по конвейерной ленте, и посетители просто выбирают тарелки с понравившимися блюдами, а на выходе оплачивают счёт исходя из количества и цветов тарелок от съеденных блюд. Еще один тип кайтена, который удалось посетить — это конвейер с индивидуальной доставкой. Места вокруг конвейерной ленты снабжены digital табло. Выбираешь блюдо/ блюда, и они подъезжают к занятому месту в зале на механизме подобном детскому поезду. Ну а дальше были сашими из тунца и свежая икра лосося на отголосках уже почившего и некогда крупнейшего в мире рыбного рынка Цукидзи, и, конечно, знаменитое японское мороженое и торт из чая матча, куда без него. В Синкансене — это бенто-завтрак. На вокзалах, вместе со стартом движения поездов, начинают работу магазины, основным товаров которых являются завтрак/ обед/ ужин наборы в дорогу. Стоят такие наборы в среднем 300-600 руб.
Расстояние в 512 км Синкансен преодолевает от 2:30 до 3:20 часов, в зависимости от кол-ва остановок и типа поезда. На мой взгляд лучшие места по дороге в Киото с правой стороны по ходу движения поезда, у окна. В ясную погоду есть возможность насладиться видом на Фудзи. Я сел в Nozomi и спустя 2:30 часов был уже на центральном вокзале Киото.
Бывший более 1000 лет столицей Японской Империи - Киото, разительно отличается от Токио. Тут нет небоскребов, нет хаоса, все миниатюрное, малоэтажное. Одно из первых наблюдений - провода, будь то электричество, интернет и тому подобное, все выведено поверх земли. В случае Киото это даже придает определенный шарм. Киото благоухает. Вторая декада апреля - сакура в цвету. В Токио за ней уже приходилось охотиться, а тут она сама слегка навязчива и то и дело задевает плечо. В планах вечера четвертого дня – фестиваль Мияко Одори, или проще говоря танцы гейш. Ненавязчивая беседа в обстановке тет-а-тет с Кейко и Майко (учитель и ученица) стоит 4000 долларов, в случае с фестивалем есть возможность увидеть их за 3200 руб. Надо признать я делал заблаговременно бронь, и получил аж именной билет на кассе, но из интересного это, пожалуй, все. Зрелище на деле безумно скучное. Это как сельский хоровод с живой музыкой. Веки стали тяжёлыми.
Рядом с театром - район Гион, место рождения культуры гейш. Большинство приезжающих в Киото отправляются именно туда на поиски Майко и Кейко. Все это выглядит подобно сафари. Лучшее время для охоты - вечер, а антуражный красный свет от многочисленных японских фонариков придает этому особые ощущения.
Из 3х запланированных в Киото ночей, одна приходилась на рекан – традиционный тип жилья, отличительной особенностью которого является минимализм в комплекте с завышенными ценами. Бронирование лучше начинать за 3-4 месяца до поездки, весьма вероятно, что получится урвать лучшие и доступные варианты. Я отдал за ночь на татами 3100р. Нескажу, что это был захватывающий опыт, но спать на полу гораздо удобнее, чем вы ожидаете!
Гастрономические выводы за день: Такояки с вяленым беконом очень вкусные; Гезы- точь-в-точь пельмени; В Японии очень вкусная клубника, уже и не вспомню когда я последний раз ел такую.
Для меня, признаться, стала открытием и в тоже время ответом на многие вопросы о построении японского общества система "Шиса Канко» (Shisa Kanko), которая служит для улучшения рабочей безопасности в любой сфере, где служащие должны выполнять повторяющиеся, однородные действия много раз на дню. Придуманная для исключения невнимательности и халатности при выполнении монотонной работы, эта система укрепила взаимосвязь умственной работы с физическим жестом и голосовым сигналом, устранив тем самым примерно 85% ошибок. Это действительно очень круто!