Найти тему

Действительно ли мы существуем в живом Космосе: гилозоизм говорит "да"

Гилозоисты есть и сейчас. И, надо сказать, они находятся в неплохой компании, ведь там и Фалес, и вся его Милетская школа, и Гераклит, и Джордано Бруно, и Дени Дидро... Так что же такое гилозоизм? Сам термин придумал еще в XVII веке англичанин Р. Кетворт, просто сложив вместе два греческих слова - "хиле" - материя, вещество, и "зое" - жизнь. Этим новым словом он обозначил теорию некоторых древнегреческих философов, считавших, что материя одушевлена, что она живая.

Сейчас гилозоизм означает одушевленность всего Космоса вообще. То есть различие между живым и неживым нивелируется. Органическое и неорганическое перестают быть антагонистами. Ибо все есть жизнь.

Фото из открытого источника в интернете
Фото из открытого источника в интернете

Надо сказать, что истоки гилозоизма так же стары, как само человечество. С самого начала своего развития люди верили, что живут в мире, где абсолютно все имеет душу, как каждый отдельный предмет, так и мир в целом. Поэтому с силами природы и с вещами можно общаться, просить их о чем-то, благодарить или проклинать. Такая вера называется анимизмом, и это самое первое верование человека.

Когда появились философские учения, идеи анимизма сильно повлияли на их формирование. Неудивительно, что фактически все первые философы считали, что мир одушевлен, и именно это придает ему сущность и смысл.

Фото из открытого источника в интернете
Фото из открытого источника в интернете

Грандиозная система древнеиндийской философии полностью опирается на идеи гилозоизма. Брахма создает мир, но он обретает свою сущность и смысл только тогда, когда Брахма, став Атманом (душой мира), пронизывает собой все мироздание. Любая вещь имеет своего атмана - душу, то есть сущность.

Похожее учение есть и у древних китайцев, оно выражено через понятия "ци" и "тэнь". Греки же видели в физических процессах проявление жизни материального мира. Например, милетцы считали, что магнит притягивает железо потому, что он живой. А в основе жизни лежит какая-то стихия (каждый философ предлагал свой вариант, у Фалеса это была вода, у Гераклита огонь и т.д.).

Фото из открытого источника в интернете
Фото из открытого источника в интернете

Средневековая философия не признавала гилозоизма, так как была религиозной, а в христианской доктрине материальное и духовное резко отличаются друг от друга и являются непримиримыми антагонистами. Материя мертва, вечно живой предстает только душа. Высказывать в средние века идеи гилозоизма было опасно, это расценивалось как ересь.

В Эпоху Возрождения, когда античная культура вызывала к себе жгучий интерес, и все, что было связано с античностью, реабилитировалось и возрождалось, вспомнили и о гилозоизме. Но все равно придерживаться этих взглядов было опасно. Свидетельство тому - судьба Джордано Бруно, который открыто высказывал гилозоистские идеи. Инквизиция такого не стерпела...

Фото из открытого источника в интернете
Фото из открытого источника в интернете

Несмотря на гонения, гилозоисты сумели сохранить свои взгляды и распространить их. В Новое время их идеи получили развитие у разных мыслителей (Спиноза, Дидро, Кабанис и др.), но в определенной интерпретации, в зависимости от взглядов каждого. Но в целом эти философы признавали - мир не бездушный механизм, он чувствует и ощущает, реагирует на нас. На фоне популярности в то время идей механистического материализма гилозоизм выглядел как попытка смягчить слишком жесткие параллели между природой и механизмом.

С точки зрения более поздней философии гилозоизм выглядит архаично и наивно. В наше время я не знаю ни одного серьезного философа, кто был бы гилозоистом. Но среди оккультистов и прочих поэтически настроенных людей, любящих называть себя философами, и сейчас встречаются приверженцы гилозоизма.

Давайте ссылки на мой канал и читайте еще здесь:

Праздник с точки зрения культурологии

Что такое мессианский народ

А вот тут занятная статья для интересующихся мифами:

Кто такие сивиллы и почему они находятся на потолке Сикстинской капеллы