Никита Андреев
В XVIII веке на месте Белорусского вокзала была граница Москвы — Камер-Коллежский вал. Площадь Тверская Застава потому так и называется, что на ней стояли кордегардии между Грузинским и Бутырским валами — тогдашний таможенный КПП.
В районе Тверских-Ямских улиц со времен Ивана Грозного была Тверская ямская слобода — ведомственный поселок ямщиков, которые возили государственную почту из Москвы в Тверь и Великий Новгород, позднее — в Санкт-Петербург. До изобретения телеграфа почта была единственным каналом связи в государстве, поэтому не удивительно, что ямщики занимали в городе целый район.
С открытием в 1851 году Петербурго-Московской железной дороги Тверская ямская слобода утратила актуальность и превратилась в обычный район. У Тверской Заставы поначалу думали строить Николаевский вокзал (ныне Ленинградский) — возле Петербургского шоссе. В итоге в 1870 году здесь построили Смоленский вокзал.
Сначала-то думали строить вокзал через дорогу от Петровского парка, где сейчас улица Уго Чавеса. Но, видимо, не впечатлил опыт Нижегородского вокзала, который поставили тоже на отшибе, и он стал в итоге вокзалом-призраком.
В 1871 году железную дорогу продлили до Бреста, и Смоленский вокзал переименовали в Брестский. В 1872 году открылась линия конки отсюда до Иверской часовни на Красной площади. К началу 1890-х вокзал перестал справляться с пассажиропотоком. В 1896 году Лев Кекушев построил деревянный Императорский павильон для встречи царской семьи. В 1899 году пустили трамвай от вокзала до Петровского парка — модного дачного места.
В 1907 году, по окончании революционных беспорядков, архитектор Иван Струков приступил к реконструкции Брестского вокзала и закончил ее к 1912 году. В это время отмечался юбилей победы над Наполеоном в 1812 году, и Московско-Брестскую железную дорогу с вокзалом переименовали в честь Александра I.
Вместе с Александровским вокзалом Струков построил Тверской путепровод и множество вокзалов между Москвой и Брестом. В 1908 году во время строительства вокзала и депо убрали в коллектор речку Пресню, которая пересекала здесь железнодорожные пути.
С 1922 году вокзал назывался Белорусско-Балтийским, с 1936 года — просто Белорусским. Под этим именем вокзал вошел в историю Великой Отечественной войны — отсюда отправлялись на фронт эшелоны солдат и сюда же они возвращались из Берлина после Победы.
В 1936 году при реконструкции площади разобрали кордегардии и Триумфальные ворота.
В 1938 году на зеленой линии открыли станцию метро «Белорусская». На кольце одноименная станция появилась в 1952 году.
26 июня 1941 года на Белорусском вокзале состоялась премьера легендарной песни «Священная война». Песню исполнили пять раз подряд, и в дальнейшем она неизменно поднимала боевой дух советских солдат.
В 1970 году Андрей Смирнов снял культовый фильм «Белорусский вокзал»:
8 мая 2014 года модный скульптор Салават Щербаков поставил на вокзале памятник «Прощание славянки» с двумя геральдическими композициями на фонарях. Как водится в последние годы, не обошлось без курьеза: композицию «1941» украсили не только советские пулеметы, но и две немецкие винтовки. Через несколько дней немецкое оружие спилили.
Подписывайтесь на канал. Эта статья — пятая часть маршрута «Вокзалы Москвы». Там внутри карта, чтобы все встало на свои места.
Остальные виртуальные путешествия (Селигер, Электрозаводская, Сухаревская и т. п.)
Понравилась статья — ставьте лайк, ведь лайк — двигатель интернета. Вам — секунда, а мне — вдохновение.