Найти тему
История на местности

История Белорусского вокзала, о которой не догадываются пассажиры

Никита Андреев

В XVIII веке на месте Белорусского вокзала была граница Москвы — Камер-Коллежский вал. Площадь Тверская Застава потому так и называется, что на ней стояли кордегардии между Грузинским и Бутырским валами — тогдашний таможенный КПП.

В районе Тверских-Ямских улиц со времен Ивана Грозного была Тверская ямская слобода — ведомственный поселок ямщиков, которые возили государственную почту из Москвы в Тверь и Великий Новгород, позднее — в Санкт-Петербург. До изобретения телеграфа почта была единственным каналом связи в государстве, поэтому не удивительно, что ямщики занимали в городе целый район.

С открытием в 1851 году Петербурго-Московской железной дороги Тверская ямская слобода утратила актуальность и превратилась в обычный район. У Тверской Заставы поначалу думали строить Николаевский вокзал (ныне Ленинградский) — возле Петербургского шоссе. В итоге в 1870 году здесь построили Смоленский вокзал.

Сначала-то думали строить вокзал через дорогу от Петровского парка, где сейчас улица Уго Чавеса. Но, видимо, не впечатлил опыт Нижегородского вокзала, который поставили тоже на отшибе, и он стал в итоге вокзалом-призраком.

Первоначальный облик Смоленского вокзала
Первоначальный облик Смоленского вокзала
Новенький Смоленский вокзал в 1870 году
Новенький Смоленский вокзал в 1870 году
Брестский вокзал в 1870-е. Появились дополнительные башенки и что-то еще
Брестский вокзал в 1870-е. Появились дополнительные башенки и что-то еще

В 1871 году железную дорогу продлили до Бреста, и Смоленский вокзал переименовали в Брестский. В 1872 году открылась линия конки отсюда до Иверской часовни на Красной площади. К началу 1890-х вокзал перестал справляться с пассажиропотоком. В 1896 году Лев Кекушев построил деревянный Императорский павильон для встречи царской семьи. В 1899 году пустили трамвай от вокзала до Петровского парка — модного дачного места.

1896 год, временный Императорский павильон
1896 год, временный Императорский павильон
Старое здание Брестского вокзала незадолго до реконструкции
Старое здание Брестского вокзала незадолго до реконструкции

В 1907 году, по окончании революционных беспорядков, архитектор Иван Струков приступил к реконструкции Брестского вокзала и закончил ее к 1912 году. В это время отмечался юбилей победы над Наполеоном в 1812 году, и Московско-Брестскую железную дорогу с вокзалом переименовали в честь Александра I.

Вместе с Александровским вокзалом Струков построил Тверской путепровод и множество вокзалов между Москвой и Брестом. В 1908 году во время строительства вокзала и депо убрали в коллектор речку Пресню, которая пересекала здесь железнодорожные пути.

Тверской путепровод в процессе строительства, 1909 год
Тверской путепровод в процессе строительства, 1909 год
1913 год, Александровский вокзал украсили к 300-летию дома Романовых
1913 год, Александровский вокзал украсили к 300-летию дома Романовых
Триумфальная арка на фоне Александровского вокзала, начало 1910-х
Триумфальная арка на фоне Александровского вокзала, начало 1910-х
Май 1917, очередное прибытие тогда еще популярного Керенского в Москву. Обратите внимание на колоритного одноглазого офицера в его свите
Май 1917, очередное прибытие тогда еще популярного Керенского в Москву. Обратите внимание на колоритного одноглазого офицера в его свите
«Прибытие в Москву жертв наступления на фронте, организованного Керенским 18.06.1917». Удивительная формулировка! Можете такое представить в Великую Отечественную войну?
«Прибытие в Москву жертв наступления на фронте, организованного Керенским 18.06.1917». Удивительная формулировка! Можете такое представить в Великую Отечественную войну?
Встреча генерала Корнилова на Александровском вокзале за полторы недели до его выступления против Керенского
Встреча генерала Корнилова на Александровском вокзале за полторы недели до его выступления против Керенского
Лавр Корнилов принимает смотр у Тверской Заставы в августе 1917 года. На фото маршем проходит Женский батальон смерти
Лавр Корнилов принимает смотр у Тверской Заставы в августе 1917 года. На фото маршем проходит Женский батальон смерти

С 1922 году вокзал назывался Белорусско-Балтийским, с 1936 года — просто Белорусским. Под этим именем вокзал вошел в историю Великой Отечественной войны — отсюда отправлялись на фронт эшелоны солдат и сюда же они возвращались из Берлина после Победы.

В 1936 году при реконструкции площади разобрали кордегардии и Триумфальные ворота.

В 1938 году на зеленой линии открыли станцию метро «Белорусская». На кольце одноименная станция появилась в 1952 году.

1923 год, «Из панских тюрем — в СССР!» Встреча коммунистов, освобожденных из польских тюрем по итогам польско-советской войны
1923 год, «Из панских тюрем — в СССР!» Встреча коммунистов, освобожденных из польских тюрем по итогам польско-советской войны
Редкий автобус «Лейланд» у Белорусско-Балтийского вокзала, конец 1920-х
Редкий автобус «Лейланд» у Белорусско-Балтийского вокзала, конец 1920-х
Вокзал, арка и кордегардия в 1920-е
Вокзал, арка и кордегардия в 1920-е
1931. Бернард Шоу на Белорусско-Балтийском вокзале
1931. Бернард Шоу на Белорусско-Балтийском вокзале
Встреча Максима Горького, тоже 1931 год
Встреча Максима Горького, тоже 1931 год
1934 году, машины для встречи челюскинцев
1934 году, машины для встречи челюскинцев
Деятели массовых репрессий Бельский, Маркарьян, Паукер и Вуль на фоне вокзала в 1936 году. Позже их всех расстреляли коллеги
Деятели массовых репрессий Бельский, Маркарьян, Паукер и Вуль на фоне вокзала в 1936 году. Позже их всех расстреляли коллеги
Встреча футбольной команды басков в 1937 году
Встреча футбольной команды басков в 1937 году
Стоянка такси у Белорусского вокзала, конец 1930-х
Стоянка такси у Белорусского вокзала, конец 1930-х

26 июня 1941 года на Белорусском вокзале состоялась премьера легендарной песни «Священная война». Песню исполнили пять раз подряд, и в дальнейшем она неизменно поднимала боевой дух советских солдат.

Встреча эшелона с воинами-победителями, 1945
Встреча эшелона с воинами-победителями, 1945
Белорусский вокзал встречает победителей, май 1945
Белорусский вокзал встречает победителей, май 1945
Белорусский вокзал в 1957 году. Сейчас выглядит почти так же, только с рекламой вместо вождей
Белорусский вокзал в 1957 году. Сейчас выглядит почти так же, только с рекламой вместо вождей
1966 год, Депо им. Ильича возле Белорусского вокзала. Водонапорная башня начала 1900-х и сейчас на месте
1966 год, Депо им. Ильича возле Белорусского вокзала. Водонапорная башня начала 1900-х и сейчас на месте
Веерное депо, построенное в комплекте с вокзалом. Фото: Gerd Hahn, 2000 год
Веерное депо, построенное в комплекте с вокзалом. Фото: Gerd Hahn, 2000 год

В 1970 году Андрей Смирнов снял культовый фильм «Белорусский вокзал»:

8 мая 2014 года модный скульптор Салават Щербаков поставил на вокзале памятник «Прощание славянки» с двумя геральдическими композициями на фонарях. Как водится в последние годы, не обошлось без курьеза: композицию «1941» украсили не только советские пулеметы, но и две немецкие винтовки. Через несколько дней немецкое оружие спилили.

Подписывайтесь на канал. Эта статья — пятая часть маршрута «Вокзалы Москвы». Там внутри карта, чтобы все встало на свои места.
Остальные виртуальные путешествия (Селигер, Электрозаводская, Сухаревская и т. п.)
Понравилась статья — ставьте лайк, ведь лайк — двигатель интернета. Вам — секунда, а мне — вдохновение.