Есть в русском характере вещи, о которых бессмысленно размышлять с позиций европейской разумной практичности. Не будем брать примеры наших дней, или недавнего прошлого. Они слишком еще памятны и могут лишь вызвать ненужные, излишние споры и оценки.
Возьмем примером большой пожар Наполеоновской войны. Вот, зачем подожгли Москву? Затем, чтобы огонь помог выгнать из нее ненавистных захватчиков. Но, ведь загорелась и сама Москва, ее избы и дворцы, библиотеки и собрания редкостей, торговые лавки, жилища
богачей и бедняков… С чем сравнить такой ущерб и стоил ли Наполеон Бонапарт подобной жертвы?
Какой еще народ в Европе, или в Азии способен подпалить свою древнюю историческую столицу, считая, что любые способы хороши, если помогут изгнать из нее врага? Только русский.
Только русский способен поднести спички к тому, что воздвигалось веками со словами «Не доставайся же ты никому!»
А ведь сгорели дома и добро тех, кто бил француза, вышвыривал его на страшный обратный зимний путь, кто лишил врага перспектив на теплый ночлег, на съестные припасы, на возможность перезимовать, укрыться в
русской Москве…
Вот ради того, чтобы не было врагу еды и укрытия, и пожертвовали люди своим добром. А кто-то и своей жизнью. Это и есть проявление той способности к самопожертвованию, что таится в российском геноме.
В нем полное отсутствие прагматизма и способность подчинить все практические соображения и саму житейскую практичность одной конкретной цели, будь то следуя идеям, или заповедям веры.
Если еще глубже уйти в историю страны, то те же старообрядцы шли на мученическую смерть в горящих скитах, отрицая саму возможность отступления от веры, которую считали истинной.
Наверное, все-таки стоит привести пример из наших дней…
Воссоединение с Крымом… Русские выбрали единство своего народа, протянули руку нескольким миллионам соотечественников не по своей воле оказавшихся когда-то отрезанными от родной страны. При этом
абсолютно понимая цену, которую за это придется платить годы и годы.
Понимая неизбежности и экономической депрессии, и блокады со стороны могущественных держав, имевших в Крыму свои корыстные
геополитические интересы.
Но, русские выбрали самый трудный из возможных путей, пожертвовать многими своими достижениями и завоеваниями ради единства.
Просто потому, что посчитали его единственно честным по отношению к своим, находящимся в беде.
Так, что в этом заключается? Сила, или слабость народа? Духовная стойкость, или поразительная непрактичность? Но это и есть русский путь: «Делай, что должно и будь, что будет!». Путь самопожертвования.
Он прописан у нас в геноме.