Название этой православной жемчужины - Свято-Пафнутьев Боровский монастырь - у многих на слуху. Однако не все знают, что именно в нем сошлись в свое время пути тех, кто заметно повлиял на дальнейший исторический путь России. Тем более впечатляет, что этот оплот православной веры расположен всего в ста километрах от Москвы.
Несколько слов об основателе монастыря
Обитель носит имя святого преподобного Пафнутия Боровского. Он родился в 1394 году, в 20 лет стал монахом. Около трех десятков лет будущий святой прожил в Покровской обители, но в 51 год серьезно заболел. Через некоторое время после принятия монахом схимы недуг отступил. Тогда Пафнутий принял решение об основании еще одной обители; так на берегу Протвы появился монастырь - сначала деревянный, а затем уже каменный. В росписи обители активное участие принимал лучший мастер того времени - Дионисий.
Сам же Пафнутий был примером для братии: неукоснительно соблюдал все правила монастырской жизни, накладывал на себя строжайшие ограничения, прослыв примером глубочайшего аскетизма и духовного просветления. Его путеводной звездой в православии была фигура Сергия Радонежского.
Пафнутий предсказал день своего ухода из земной жизни 1 мая. С этой датой, если ориентироваться на новый стиль (14 мая), связана такая история: значительно позже описываемых событий, в 1954 году, когда монастырь с прилегающими территориями находился в упадке, святой Пафнутий дал знать о том, что наблюдает за жизнью созданной им обители: с собора упал колокол. Событие, нетривиальное само по себе, да еще и с привязкой к дню поминовения святого, подтвердило чудесное покровительство монастырю. Его стали пытаться приводить в надлежащее состояние, восстанавливать хотя бы частично. Но времена все еще были не те...
Монастырь в истории России
История Свято-Пафнутьевского Боровского монастыря богата событиями, чаще - печальными и даже трагическими. Последователи старца Пафнутия старались вести монастырские дела в том же порядке, что и покойный. Братия жила по четкому регламенту, все было общее, в почете были тяжелый труд и неустанные молитвы. "Спешите делать добрые дела", - последние слова Пафнутия перед смертью стали своего рода девизом жизни монастырской общины. Потому спешили побывать в монастыре не только местные жители, но и паломники из других поселений и городов. Обитель была любима народом, и именно поэтому в 1610-ом году, когда стены монастыря окружило войско Лжедмитрия II, на защиту христианской святыни (а по сути - веры, земли, Родины) встали 12 тысяч человек. Но проиграли... монастырь был полностью уничтожен. В этом же столетии, когда Российское государство трясло от церковного Раскола, здесь был заточен глава старообрядцев протопоп Аввакум. Вместе с ним в темницу монастыря были брошены его последовательницы - боярыни Феодосия Морозова и Евдокия Урусова.
Вторая попытка уничтожить святое для христиан место предприняли войска Наполеона. Как известно, он стоял в тех краях, и снова обитель была сожжена. Но возродилась.
Советская власть сделала все для того, чтобы память об этом монастыре, равно как и о тысячах других, навечно исчезла из жизни людей. В советское безвременье территория монастыря служила колонией для беспризорников, использовалась для нужд сельскохозяйственного техникума. В определенный период ВОВ здесь находился немецкий концлагерь. Казалось, обители не возродиться...
Новая история монастыря
В лоно Церкви монастырь был передан только в 1990 году. После долгих лет восстановления и налаживания быта в монастыре ведутся постоянные службы, открыта воскресная школа, работает музей. О последнем стоит сказать, что, кроме экспонатов, ценных с точки зрения религии, он представляет также экспозицию о Боровске - славном и древнем российском городе с богатейшей историей. Кроме того, именно в музее воссоздана та самая темница, в которой был заточен протопоп Аввакум. Монастырская братия как может заботится о пастве - сеет Божье слова всем жаждущим его услышать. Монастырь ведет активную светскую деятельность: всем желающим предлагаются экскурсии, из которых можно узнать немало интересного не только об истории Боровского монастыря, но и о славной Калужской земле.