Кто является главным у евреев? Этот вопрос кажется довольно простым, но ответа я не знал. Ну как же вот у католиков есть Папа римский, у православных правит Великий Собор, который решает важный вопросы, у буддистов есть Далай-лама.
А кто же духовно направляет древнюю религию иудаизм. Я решил разобраться с этим вопросом, направившись к истокам.
В древние времена евреи имели сразу несколько духовных рычагов. Это собрание старцев или же мудрецов, храмовое священство в Храме Иерусалима и конечно царский престол. Храмовое священство, которое было авторитетом во времена Первого Храма, постепенно теряло свою власть.
Уже во времена Второго Храма власть была у него далеко не абсолютной. Правда, несколько веков предки той храмовой элиты еще пытались играть главные роли, но власть их была номинальной и не более того.
После изгнания евреев из Вавилона мудрецы Торы собрали Санедрин, великое собрание, который на долгое время стал абсолютной властью и Судом последней инстанции. Слово Санедрина было законом для всех. Более того, только они могли наложить вето на указ царя и перечить ему в любом вопросе. Также они давали поручения и народу.
Казалось, что власть Санедрина должна была закончиться с уничтожением Второго храма. Но Санедрин просто переехал в Явне и сохранил свое могущество. Но после восстания Бар-Кохбы римляне придавали Санедрин.
Интересно, что не раз Санедрин пытались возродить. Согласно закону, для этого нужно было выбрать главу. Заковыка была в том, что все раввины Израиля должны были выбрать одного человека. Даже если хоть один из них был бы против, выборы считались недействительными. Так, в 1538-ом году в Цфате был выбран Яаков Берава. Никто из раввинов не возражал, потому Яаков, стал рукополагать на Санедрин других раввином, среди них был и Каро, автор известной книги Шульхан Арох.
Тогда Санедрин был почти сформирован, но оказывается, что во время выборов забыли спросить мнение одного раввина Леви бен Хабибы. Он выступил против Беравы и Санедрин снова канул в лету. После этого пытались много раз воссоздать Санедрин, но эта идея терпела крах. В 21-ом веке снова заговорили о нем.
В 2004-ом году раввина Хальберштама решили рукоположить в Санедрин. Против него официально никто не выступил. Но никто не выступил и за. Его рукоположили, но никто к этому серьезно не отнесся.