Есть фильмы, о которых знаешь, и отрывки видел давно, но смотришь не сразу по тем или иным причинам. Решила сегодня познакомиться с балаяновскими «Полетами во сне и наяву» по сценарию Виктора Мережко (1982). Морально, так сказать, подготовившись.))
Наслышана была, что о кризисе среднего возраста, по сути. Тема специфическая, несмотря на блестящий состав актеров.
Фильм начинается с того, что герой Янковского, Сергей, просыпается среди ночи в тесной комнатенке. Бытовуха, тапочек теряется в темноте, хочется выйти, но дверь толком не запирается - только на тряпочку, и та падает. В общем, начинается сразу с некоего расквардажа по ощущениям. Рядом гудят поезда в ночи.
Герою скучно.
Скандал с женой, хлопает дверью.
Скандал на работе - в маленьком, таком же тесном, как и квартира, КБ (конструкторском бюро).
Под благовидным предлогом он отпрашивается с работы (40 лет на дворе, мать приедет, то-се), берет ключи от машины у бывшей любовницы и едет к другой. Но, вот незадача, его застукали, и он бравирует этим. А дальше, по нарастающей, все катится, как снежный ком.
В аннотации к фильму часто упоминают его «тонкую душевную организацию». Мол, запутался человек. Кризис среднего возраста. Но ему важны только свои чувства или даже ощущения, адреналин, а на остальных наплевать.
Человек ломает по воле случая или намеренно все мало-мальски существенные отношения.
Довольно странно - думала увидеть отрицательное обаяние героя, Янковский играет, все-таки. Но его нет.
И если в Мюнхгаузене похожая атмосфера (по возрасту вроде как персонажи Олега Янковского не особо далеки друг от друга) сглаживается умом и остроумием последнего, то тут она не сглаживается ничем.
– Сержант, а если мой парашют не раскроется?
– Принесешь его ко мне, я заменю на другой.
И мы получаем беспросветную тоску в итоге с мечущимся мужиком, у которого энергии через край, но приложить он ее никуда толком не может или не хочет. Черт его знает, одним словом.
Ему от всех что-то надо, а им от него - уже, пожалуй, и нет. Остатки дружбы и надежды у них еще теплятся, для какого-то движения сюжета. Но в груди - бессмысленная теребящая суета.
И парашюта у него никакого нет, потому что стропы сам подпилил.
Он как комета, летящая в никуда. А попросту - паяц.
Друг (Олег Табаков) говорит ему, что Сергей болен, но это, наверное, просто характер? И экзистенциальный кризис на всю голову.