Найти тему
Хорошее кино

"Полеты во сне и наяву" - несколько дней из жизни кометы, летящей в никуда

Оглавление

Есть фильмы, о которых знаешь, и отрывки видел давно, но смотришь не сразу по тем или иным причинам. Решила сегодня познакомиться с балаяновскими «Полетами во сне и наяву» по сценарию Виктора Мережко (1982). Морально, так сказать, подготовившись.))

Наслышана была, что о кризисе среднего возраста, по сути. Тема специфическая, несмотря на блестящий состав актеров.

В драме задействованы актеры высшего пилотажа - Олег Янковский, Олег Табаков, Людмила Гурченко, Людмила Зорина
В драме задействованы актеры высшего пилотажа - Олег Янковский, Олег Табаков, Людмила Гурченко, Людмила Зорина

Фильм начинается с того, что герой Янковского, Сергей, просыпается среди ночи в тесной комнатенке. Бытовуха, тапочек теряется в темноте, хочется выйти, но дверь толком не запирается - только на тряпочку, и та падает. В общем, начинается сразу с некоего расквардажа по ощущениям. Рядом гудят поезда в ночи.

Герою скучно.

Роль мудрой супруги неистовствующего персонажа, кстати, играет жена Олега Янковского в жизни - Людмила Зорина. Вместе они учились, а потом работали долгие годы в Ленкоме
Роль мудрой супруги неистовствующего персонажа, кстати, играет жена Олега Янковского в жизни - Людмила Зорина. Вместе они учились, а потом работали долгие годы в Ленкоме

Скандал с женой, хлопает дверью.

Скандал на работе - в маленьком, таком же тесном, как и квартира, КБ (конструкторском бюро).

Под благовидным предлогом он отпрашивается с работы (40 лет на дворе, мать приедет, то-се), берет ключи от машины у бывшей любовницы и едет к другой. Но, вот незадача, его застукали, и он бравирует этим. А дальше, по нарастающей, все катится, как снежный ком.

-3

В аннотации к фильму часто упоминают его «тонкую душевную организацию». Мол, запутался человек. Кризис среднего возраста. Но ему важны только свои чувства или даже ощущения, адреналин, а на остальных наплевать.

Человек ломает по воле случая или намеренно все мало-мальски существенные отношения.

Довольно странно - думала увидеть отрицательное обаяние героя, Янковский играет, все-таки. Но его нет.

И если в Мюнхгаузене похожая атмосфера (по возрасту вроде как персонажи Олега Янковского не особо далеки друг от друга) сглаживается умом и остроумием последнего, то тут она не сглаживается ничем.

-4

– Сержант, а если мой парашют не раскроется?
– Принесешь его ко мне, я заменю на другой.

И мы получаем беспросветную тоску в итоге с мечущимся мужиком, у которого энергии через край, но приложить он ее никуда толком не может или не хочет. Черт его знает, одним словом.

Пришел в гости к скульптору, а у скульптора портрет его любовницы. Почти роденовский. А тебе, мужик, до такого мастерства, как до Луны.
Пришел в гости к скульптору, а у скульптора портрет его любовницы. Почти роденовский. А тебе, мужик, до такого мастерства, как до Луны.

Ему от всех что-то надо, а им от него - уже, пожалуй, и нет. Остатки дружбы и надежды у них еще теплятся, для какого-то движения сюжета. Но в груди - бессмысленная теребящая суета.

И парашюта у него никакого нет, потому что стропы сам подпилил.

Он как комета, летящая в никуда. А попросту - паяц.

Друг (Олег Табаков) говорит ему, что Сергей болен, но это, наверное, просто характер? И экзистенциальный кризис на всю голову.

-6

Однако образ удался, а вы как думаете?