Найти тему
Макс Градоф

Чтобы помнили.

Сухая речка.

15 Июн 2013

Почти полвека, пока шла так называемая «холодная война» между СССР и Западом, нас пугали американскими бомбами. И мало кто знает, что на самом деле в те годы заокеанские самолеты все же нанесли безнаказанный удар по советской территории. Случилось это на Дальнем Востоке 60 лет назад – в октябре 1950 года.
В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче - Тихоокеанский флот). Был смертельно ранен командир «Пластуна» капитан-лейтенант Колесников, ранены помощник командира лейтенант Ковалев, рулевой и сигнальщик. Корабли противника отошли лишь после того, как моряки «Пластуна» открыли ответный огонь из 45-миллиметровой пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК.
4 сентября того же года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 километров к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж «Бостон» старшего лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его два наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя «Бостон» загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли.
Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке. Неудивительно, что части и соединения советских Вооруженных сил в тех краях находились в постоянном напряжении. Тревоги, приказы о немедленном рассредоточении следовали один за другим. 7 октября 1950 года именно такой пришел в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми «Кингкобрами»

, полученными еще по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Летчикам предстояло срочно перелететь на полевой аэродром Тихоокеанского флота Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края в 100 километрах от советско-корейской границы. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте. Дальше началось нечто почти невероятное.

-2

 В воскресенье в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел. О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Но об этом – ниже.Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 «Щутинг стар». Преследовать реактивные F-80 летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых «Кингкобрах».
На другой день в Москве в кабинет первого заместителя министра иностранных дел Андрея Громыко был вызван советник-посланник посольства США в СССР У. Барбур. Ему была вручена нота протеста с требованием расследования опаснейшего инцидента и строгого наказания виновных в атаке на аэродром Сухая Речка. Еще через десять дней правительство Соединенных Штатов по этому же поводу направило официальное письмо Генеральному секретарю ООН. В нем оно сообщило, что нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов. А еще – что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков.
Участники этих событий с советской стороны считают, что ни о какой навигационной ошибке речь идти не могла. По их мнению, имела место чистейшая провокация. В этом уверен, например, бывший летчик 821-го авиаполка В. Забелин. По его словам, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились».
Кроме того, Забелин вспоминал, что командир оскандалившегося истребительного полка полковник Савельев и его заместитель подполковник Виноградов, не сумевшие организовать отпор американцам, были отданы под суд и понижены в должностях. Для укрепления государственной границы из Подмосковья на Дальний Восток командование ВВС срочно перебросило 303-ю истребительную авиадивизию, вооруженную реактивными МиГ-15. Такие боевые машины с американцами могли биться на равных. Возможно, именно по этой причине F-80 больше в советском небе не появлялись. Хотя в продолжавшейся войне на Корейском полуострове «Шустинг стары» с МиГами сражались, и не раз.
Любопытно, что в Соединенных Штатах об этой истории вспомнили лишь, когда закончилась «холодная война» - в 1990 году. В «Вашингтон пост» появилась статья под названием «Моя короткая война с Россией». Ее автор – Олтон Квонбек, бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке. А еще – бывший пилот одного из двух американских истребителей, штурмовавших аэродром Сухая Речка в 1950 году. Квонбек снова отстаивал версию о навигационной ошибке, которая, будто бы, привела к серьезнейшему международному инциденту, улаживать который пришлось даже ООН. Якобы виной всему низкая облачность и сильный ветер. В статье американского аса говорится: «Я не знал, где мы находимся. Через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге на запад шел грузовик». Квонбек, по его словам, решил догнать автомашину. Она и привела к аэродрому. Автор статьи утверждает, что ему показалось, будто это северокорейский военный аэродром Чхонджин. «На аэродроме стояло много самолетов – мечта любого летчика, - продолжает он. – На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Время на принятие решения почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я». «Для русских это было, как Перл-Харбор»,- не отказал себе в сильном преувеличении Квонбек.
К сожалению, уже нет в живых одного из наших героев войны в Корее генерал-лейтенанта Георгия Лобова, командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом. Но остались воспоминания генерала. В то, что американцы бомбили советский аэродром по ошибке, он не верил. По свидетельству Лобова, никакой низкой облачности над Сухой Речкой в тот день не было. Наоборот, светило яркое солнце, что исключало потерю ориентировки пилотами F-80. По данным советского генерала, очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха, а они совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. Это обстоятельство, а также послевоенный послужной список Олтона Квонбека, ставят под сомнение версию Вашингтона и искренность его извинений перед Советским Союзом.
Однако в любом случае это не единственная тайна тех событий. Как уже говорилось, в архивных документах Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР говорится лишь о разбитых и поврежденных в результате внезапной штурмовки советских самолетах. И ни слова – о человеческих потерях. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.
В воскресенье в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел. О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Но об этом – ниже.Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 «Щутинг стар». Преследовать реактивные F-80 летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых «Кингкобрах». На другой день в Москве в кабинет первого заместителя министра иностранных дел Андрея Громыко был вызван советник-посланник посольства США в СССР У. Барбур. Ему была вручена нота протеста с требованием расследования опаснейшего инцидента и строгого наказания виновных в атаке на аэродром Сухая Речка. Еще через десять дней правительство Соединенных Штатов по этому же поводу направило официальное письмо Генеральному секретарю ООН. В нем оно сообщило, что нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов. А еще – что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков. Участники этих событий с советской стороны считают, что ни о какой навигационной ошибке речь идти не могла. По их мнению, имела место чистейшая провокация. В этом уверен, например, бывший летчик 821-го авиаполка В. Забелин. По его словам, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились». Кроме того, Забелин вспоминал, что командир оскандалившегося истребительного полка полковник Савельев и его заместитель подполковник Виноградов, не сумевшие организовать отпор американцам, были отданы под суд и понижены в должностях. Для укрепления государственной границы из Подмосковья на Дальний Восток командование ВВС срочно перебросило 303-ю истребительную авиадивизию, вооруженную реактивными МиГ-15. Такие боевые машины с американцами могли биться на равных. Возможно, именно по этой причине F-80 больше в советском небе не появлялись. Хотя в продолжавшейся войне на Корейском полуострове «Шустинг стары» с МиГами сражались, и не раз. Любопытно, что в Соединенных Штатах об этой истории вспомнили лишь, когда закончилась «холодная война» - в 1990 году. В «Вашингтон пост» появилась статья под названием «Моя короткая война с Россией». Ее автор – Олтон Квонбек, бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке. А еще – бывший пилот одного из двух американских истребителей, штурмовавших аэродром Сухая Речка в 1950 году. Квонбек снова отстаивал версию о навигационной ошибке, которая, будто бы, привела к серьезнейшему международному инциденту, улаживать который пришлось даже ООН. Якобы виной всему низкая облачность и сильный ветер. В статье американского аса говорится: «Я не знал, где мы находимся. Через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге на запад шел грузовик». Квонбек, по его словам, решил догнать автомашину. Она и привела к аэродрому. Автор статьи утверждает, что ему показалось, будто это северокорейский военный аэродром Чхонджин. «На аэродроме стояло много самолетов – мечта любого летчика, - продолжает он. – На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Время на принятие решения почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я». «Для русских это было, как Перл-Харбор»,- не отказал себе в сильном преувеличении Квонбек. К сожалению, уже нет в живых одного из наших героев войны в Корее генерал-лейтенанта Георгия Лобова, командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом. Но остались воспоминания генерала. В то, что американцы бомбили советский аэродром по ошибке, он не верил. По свидетельству Лобова, никакой низкой облачности над Сухой Речкой в тот день не было. Наоборот, светило яркое солнце, что исключало потерю ориентировки пилотами F-80. По данным советского генерала, очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха, а они совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. Это обстоятельство, а также послевоенный послужной список Олтона Квонбека, ставят под сомнение версию Вашингтона и искренность его извинений перед Советским Союзом. Однако в любом случае это не единственная тайна тех событий. Как уже говорилось, в архивных документах Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР говорится лишь о разбитых и поврежденных в результате внезапной штурмовки советских самолетах. И ни слова – о человеческих потерях. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

На отходе от цели они взяли курс к базе и неожиданно увидели остров рядом с побережьем. "Ничего себе, - подумал я. - Рядом с Чхонджином нет острова"; - вспоминает летчик. Немного обеспокоившись и сверившись с картой, американцы решили, что нанесли удар по другому северокорейскому аэродрому.

-4


"Советские радары, должно быть, запеленговали нас на расстоянии около 100 миль от границы. Следив за нашим снижением, они, вероятно, потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки...
...Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было готовых самолетов или ракет, готовых отразить атаку. Это было в воскресенье после обеда. Для них это было как Перл-Харбор..." Однако в самом начале этой же статьи Квонбек, оправдывая свое нападение, пишет о встретивших "Метеоры" "вспышках противовоздушного огня с двухэтажного здания", что его удивило.
Уже на следующий день, 9 октября, Громыко выступил с официальным протестом ООН - в то время КНДР была объявлена агрессором, и в составе войск ООН американцы и союзники вступили с ней в открытое противодействие. В ноте протеста инцидент именовался "вероломным нарушением советских границ", "провокационным актом". СССР требовал, чтобы виновные понесли наказание. Впоследствии на дипломатическом уровне инцидент был замят - и у русских, и у американцев были свои причины, пишет Квонбек. Через 11 дней в своем обращении к ООН Трумэн признал вину США и заявил, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от занимаемой должности, дисциплинарные меры приняты по отношению к пилотам. Американские летчики были преданы военному трибуналу, отстранены от боевых действий и переведены в другие части.
Есть информация и о том, что командир советского авиаполка был также понижен в должности.
Правда, здесь начинаются некоторые разночтения. Относительно "роковых" низких облаков, которые призваны объяснить действия американцев, генерал-лейтенант авиации в отставке Георгий Лобов саркастически замечает, что погода была ясная, видимость очертаний побережья - отличная и это исключало потерю ориентировки экипажами. Исследователь Владимир Шигин в статье "С-117" не вышла на связь" утверждает, что вслед нежданным пришельцам было направлено несколько уцелевших самолетов: "Поднятое в воздух звено истребителей ВВС американские самолеты не догнало". В этом же источнике говорится, что американские истребители поднялись с авианосца "Мидуэй", а не с американской базы в Тэгу (Taegu) в Южной Корее - первой базы реактивных самолетов в Южной Корее.
Пыль, покрывшая время

- Нет, никто за ними не гнался, - усмехается очевидец давнего октябрьского нападения, житель деревни Сухая Речка, щурясь на полуденном солнце. Мы случайно встретились с Григорием Андреевичем Больдусовым во время поисков аэродрома. - Кажется, выходной был. Все отдыхали на море, и тут они прилетели. Покружили, постреляли из пулеметов по самолетам и скрылись за сопками. Мне тогда уж 13-й год пошел. А почему вы интересуетесь? - он, видимо, не разделяет нашей точки зрения о важности этого события.
Грунтовка, представляющая собой единственный путь по земле в Сухую Речку (та самая пыльная дорога, о которой писал Квонбек), осталась как будто нетронутой прошедшими десятилетиями. Внушительный слой пыли покрывает деревья и траву на обочинах, клубы пыли в воздухе значительно ограничивают видимость. По мере приближения к объекту дорожные указатели становятся все реже, по обеим сторонам дороги - развалины военных частей - опустевшие полуразрушенные казармы, заброшенные плацы. Заборы у жилых домов в деревне сконструированы из металлических решеток с круглыми отверстиями - остатки покрытия для взлетной полосы. Это явный признак того, что где-то неподалеку скрывается пресловутый аэродром, который впоследствии оказывается ровным полем, заросшим полынью и репейником, местами виднеются бетонные плиты. Время от времени встречаются ржавые остатки покрытия, не пригодившегося в хозяйстве селянам. Разгоняемся в автомобиле по предполагаемой взлетной полосе - длина около двух километров - но, к сожалению, не взлетаем. Погода, по словам Григория Больдусова, была точно такая же, как тогда: есть и облака, и солнце. Нам был отчетливо виден Владивосток -всего каких-нибудь 30 километров на другой стороне залива, быть может, он тоже мог подвергнуться штурмовому удару заблудившихся в облаках?
Небольшая свалка, аромат моря и трав, очертания гор в спускающемся тумане -именно оттуда 50 лет назад прилетели незваные гости...
Аэродром был закрыт в конце восьмидесятых, часть расформирована, дома брошены.
- Как шпионы американские узнали об аэродроме, так и закрыли, - говорит пожилая женщина, удерживая рвущуюся навстречу нам собаку, -смысла-то нет, если враги знают.

Советское правительство по дипломатическим каналам тоже резко отреагировало на провокационный налет.
Запись беседы первого заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко с советником-посланником посольства США в СССР У. Барбуром по поводу обстрела 8 октября 1950 г. советского аэродрома в Приморье американскими самолетами1
07.10.1950
Документ №89. Секретно
Сегодня, 9 октября, вызвал посланника-советника посольства США в Москве У. Барбура (посол Кэрк, по заявлению посольства, был болен) по вопросу обстрела советского аэродрома в Приморье американскими самолетами 8 октября и передал ему ноту по этому вопросу2. Барбур выразил пожелание послушать содержание ноты. Я прочел ноту, переводя ее с русского на английский. Послушав содержание ноты, Барбур заявил, что он не может ее принять, так как с этим вопросом необходимо обращаться в Организацию Объединенных Наций, поскольку в районе Кореи действуют вооруженные силы Объединенных Наций. Я указал на абсолютную необоснованность доводов Барбура. Я подчеркнул, что в ноте советского правительства речь идет о провокационном обстреле советского аэродрома самолетами военно-воздушных сил США, а не какими-то иными самолетами.
Барбур вновь повторил, что он имеет поручение не принимать таких протестов, так как в Корее действуют только силы Объединенных Наций. Я тут же заметил, что заявление Барбура можно понять и так, что ему известно о том, что упомянутые в ноте американские самолеты совершили налет на советский аэродром с территории Кореи, поскольку он ссылается на вооруженные силы, действующие в Корее. Барбур ответил, что он этого точно не знает, но предполагает, что самолеты могли прибыть с территории Кореи. Я вновь указал на совершенную беспочвенность аргументации Барбура и его отказа принять ноту и заявил, что ответственность за подобные провокационные действия должны нести американские военные власти, находящиеся под контролем правительства США3.
На этом беседа закончилась4.
Присутствовал референт Отдела США т. Васильев.
Заместитель министра
иностранных дел Союза ССР
А. ГРОМЫКО
Приложение 1
НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВУ США
9 октября 1950 года
Зачитана и передана А.А. Громыко Советнику-посланнику Посольства США в Москве Барбуру 9 октября 1950 года.
Ввиду отказа Барбура принять ноту, она была тогда же направлена в Посольство США
Правительство Союза ССР считает необходимым заявить Правительству Соединенных Штатов Америки следующее.
8 октября в 16 час. 17 мин. по местному времени два истребителя военно-воздушных сил США типа «Шутинг-Стар» (F-80) грубо нарушили государственную границу СССР и, подойдя на бреющем полете к советскому аэродрому, расположенному на берегу моря, в районе Сухая Речка в 100 километрах от советско-корейской границы, обстреляли аэродром из пулеметов. В результате обстрела аэродромному имуществу нанесен ущерб.
В связи с этими провокационными действиями американских военно-воздушных сил, выразившимися в грубом нарушении американскими военными самолетами государственной границы СССР и в обстреле советского аэродрома, Советское Правительство заявляет Правительству Соединенных Штатов решительный протест.
Советское Правительство настаивает на строгом наказании лиц, ответственных за нападение на советский аэродром и ожидает от Правительства США заверения, что им будут приняты необходимые меры к недопущению впредь подобных провокационных действий.
Советское Правительство считает необходимым заявить, что ответственность за последствия подобных действий со стороны авиации США ложится всецело на Правительство Соединенных Штатов Америки.
АВП РФ. Ф. 07. Оп. 23. П. 32. Д. 27. Л. 54—56. Копия.
Изложение беседы и текст ноты опубликованы в сб.: Внешняя политика Советского Союза. 1950. М., 1953. С. 220—221.
Приложение 2
ТЕЛЕГРАММА ПОСЛА США В СССР А. КЭРКА ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ США
Москва, 10 октября 1950 г.
Срочно
845. Передается текст сообщения, опубликованного в сегодняшних газетах, о советской ноте по вопросу о якобы имевшем место обстреле советского аэродрома5.
КЭРК
FRUS. 1950. Vol. IV. P. 1260—1261, а также: Vol. VII. PP. 920—921.
Приложение 3
ПРАВИТЕЛЬСТВО США ПРИЗНАЛО ВИНОВНОСТЬ АМЕРИКАНСКИХ ЛЕТЧИКОВ В ОБСТРЕЛЕ СОВЕТСКОГО АЭРОДРОМА
(Сообщение для печати)
НЬЮ-ЙОРК, 19 октября (ТАСС). В связи с протестом советского правительства правительству США, заявленным в ноте от 9 октября 1950 года, по поводу обстрела двумя истребителями военно-воздушных сил США советского аэродрома на Дальнем Востоке, правительство США направило 19 октября письмо Генеральному секретарю ООН. В этом письме признается, что «8 октября два американских реактивных самолета совершили нападение на аэродром в районе Сухая Речка». В письме указывается, что нападение американских военных самолетов на советский аэродром явилось «результатом аэронавигационной ошибки и плохого расчета» и сообщается, что «командир данного авиационного соединения смещен и предпринимаются соответствующие меры в целях наложения дисциплинарного взыскания на двух виновных в этом летчиков».
В письме далее говорится, что «правительство США желает публично выразить сожаление по поводу того, что американские вооруженные силы оказались замешанными в этом нарушении советской границы», и сообщается, что правительство США «готово предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности».
АВП РФ. Ф. 0129. Оп. 34. П. 56. Д. 231. Л. 82.
Опубл. Известия. 1950. 21 окт.

СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. 1949-1952
Документ №89
Запись беседы первого заместителя министра иностранных дел СССР А.А. Громыко с советником-посланником посольства США в СССР У. Барбуром по поводу обстрела 8 октября 1950 г. советского аэродрома в Приморье американскими самолетами1
07.10.1950
Секретно
Сегодня, 9 октября, вызвал посланника-советника посольства США в Москве У. Барбура (посол Кэрк, по заявлению посольства, был болен) по вопросу обстрела советского аэродрома в Приморье американскими самолетами 8 октября и передал ему ноту по этому вопросу2. Барбур выразил пожелание послушать содержание ноты. Я прочел ноту, переводя ее с русского на английский. Послушав содержание ноты, Барбур заявил, что он не может ее принять, так как с этим вопросом необходимо обращаться в Организацию Объединенных Наций, поскольку в районе Кореи действуют вооруженные силы Объединенных Наций. Я указал на абсолютную необоснованность доводов Барбура. Я подчеркнул, что в ноте советского правительства речь идет о провокационном обстреле советского аэродрома самолетами военно-воздушных сил США, а не какими-то иными самолетами.
Барбур вновь повторил, что он имеет поручение не принимать таких протестов, так как в Корее действуют только силы Объединенных Наций. Я тут же заметил, что заявление Барбура можно понять и так, что ему известно о том, что упомянутые в ноте американские самолеты совершили налет на советский аэродром с территории Кореи, поскольку он ссылается на вооруженные силы, действующие в Корее. Барбур ответил, что он этого точно не знает, но предполагает, что самолеты могли прибыть с территории Кореи. Я вновь указал на совершенную беспочвенность аргументации Барбура и его отказа принять ноту и заявил, что ответственность за подобные провокационные действия должны нести американские военные власти, находящиеся под контролем правительства США3.
На этом беседа закончилась4.
Присутствовал референт Отдела США т. Васильев.
Заместитель министра
иностранных дел Союза ССР
А. ГРОМЫКО
Приложение 1
НОТА СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПРАВИТЕЛЬСТВУ США
9 октября 1950 года
Зачитана и передана А.А. Громыко Советнику-посланнику Посольства США в Москве Барбуру 9 октября 1950 года.
Ввиду отказа Барбура принять ноту, она была тогда же направлена в Посольство США
Правительство Союза ССР считает необходимым заявить Правительству Соединенных Штатов Америки следующее.
8 октября в 16 час. 17 мин. по местному времени два истребителя военно-воздушных сил США типа «Шутинг-Стар» (F-80) грубо нарушили государственную границу СССР и, подойдя на бреющем полете к советскому аэродрому, расположенному на берегу моря, в районе Сухая Речка в 100 километрах от советско-корейской границы, обстреляли аэродром из пулеметов. В результате обстрела аэродромному имуществу нанесен ущерб.
В связи с этими провокационными действиями американских военно-воздушных сил, выразившимися в грубом нарушении американскими военными самолетами государственной границы СССР и в обстреле советского аэродрома, Советское Правительство заявляет Правительству Соединенных Штатов решительный протест.
Советское Правительство настаивает на строгом наказании лиц, ответственных за нападение на советский аэродром и ожидает от Правительства США заверения, что им будут приняты необходимые меры к недопущению впредь подобных провокационных действий.
Советское Правительство считает необходимым заявить, что ответственность за последствия подобных действий со стороны авиации США ложится всецело на Правительство Соединенных Штатов Америки.
АВП РФ. Ф. 07. Оп. 23. П. 32. Д. 27. Л. 54—56. Копия.
Изложение беседы и текст ноты опубликованы в сб.: Внешняя политика Советского Союза. 1950. М., 1953. С. 220—221.
Приложение 2
ТЕЛЕГРАММА ПОСЛА США В СССР А. КЭРКА ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ США
Москва, 10 октября 1950 г.
Срочно
845. Передается текст сообщения, опубликованного в сегодняшних газетах, о советской ноте по вопросу о якобы имевшем место обстреле советского аэродрома5.
КЭРК
FRUS. 1950. Vol. IV. P. 1260—1261, а также: Vol. VII. PP. 920—921.
Приложение 3
ПРАВИТЕЛЬСТВО США ПРИЗНАЛО ВИНОВНОСТЬ АМЕРИКАНСКИХ ЛЕТЧИКОВ В ОБСТРЕЛЕ СОВЕТСКОГО АЭРОДРОМА
(Сообщение для печати)
НЬЮ-ЙОРК, 19 октября (ТАСС). В связи с протестом советского правительства правительству США, заявленным в ноте от 9 октября 1950 года, по поводу обстрела двумя истребителями военно-воздушных сил США советского аэродрома на Дальнем Востоке, правительство США направило 19 октября письмо Генеральному секретарю ООН. В этом письме признается, что «8 октября два американских реактивных самолета совершили нападение на аэродром в районе Сухая Речка». В письме указывается, что нападение американских военных самолетов на советский аэродром явилось «результатом аэронавигационной ошибки и плохого расчета» и сообщается, что «командир данного авиационного соединения смещен и предпринимаются соответствующие меры в целях наложения дисциплинарного взыскания на двух виновных в этом летчиков».
В письме далее говорится, что «правительство США желает публич- но выразить сожаление по поводу того, что американские вооружен- ные силы оказались замешанными в этом нарушении советской границы», и сообщается, что правительство США «готово предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности».
АВП РФ. Ф. 0129. Оп. 34. П. 56. Д. 231. Л. 82.
Опубл. Известия. 1950. 21 окт.

-5