Спросите любого человека, каких хищных птиц он знает, и ответ будет легко предсказуем, орел, сокол, сова… Конечно с различными вариациями, вместо орла скажут беркут, а сову укажут конкретно - филин. Я сам пробовал провести подобный опрос среди знакомых, в общем, все ответы в пределах небольших вариаций. В общем это конечно не плохо, но уж очень поверхностно. Есть у нас птица, точнее сказать небольшое семейство птиц, которых вполне можно назвать хищными. И распространено это семейство широко, встречается повсеместно, и многие видели его представителе собственными глазами, просто не задавались мыслью - а кто это? А это сорокопуты! Средненького размера воробьиные с бандитскими наклонностями, завсегдатаи заросших кустарниками пустырей, окраин полей и лесополос. Вопрос, законно возникающий у каждого, почему сорокопут? Что за название такое. Версий несколько. Первая, это то, что практически все сорокопуты по компоновке отдаленно напоминают сорок, длинный хвост, контрастная окраска. Правда, кого-же они путают? А может название связано с традиционным пересмешничеством , любят эти товарищи ремейк забацать, особенно по весне конечно. И, кстати, не так уж плохо у них это получается, есть даже ценители их таланта среди людей. А уж самки вообще в восторге от их вокальных упражнений.. До соловья явно не дотягивают, да оно им судя по всему и не надо. В общем, происхождение названия сиих птиц не совсем ясно. Но они об этом не знают и живут спокойно. Так в чем же проявляются их хищнические наклонности? Да во всем! Один клюв сего стоит, типичный соколиный, даже зазубрины типа клыков есть.
Любят они не только насекомых, причем чем крупнее тем лучше, но и мелких млекопитающих, мышей, и даже братьев своих меньших, имеется в виду мелких птиц, можно сказать из одного отряда воробьеобразных. Я сам неоднократно был свидетелем проявления их гастрономических пристрастий. Так мало того, что разбойничают налево и на право, так еще и заготовками трупов занимаются, если уже есть не хочется. Поймают мышку или кузнеца и на шип накалывают, про запас… Вот такие мумификаторы.
России встречается видов семь сорокопутов, но чаще всего можно столкнуться с обыкновенным жуланом и серым сорокопутом. Серый - матерый хищник, самый крупный из своих братанов, самый агрессивный.
Чаще попадается на глаза зимой и глубокой осенью, когда широко гуляет по просторам нашей необъятной. Обычно встречается сидящим на макушке самого высокого в округе дерева, и горе той пичуге или мышке которые попадутся ему на глаза. Пока не увидешъ с каким остервенением он преследует свою жертву и не поверишь что такая птичка способна на подобное. Умудряется даже вынимать подсадных птиц из ловушек. Причем сколько его не отгоняй возвращается назад и берется за старое. Сам неоднократно гонял этих разбойников
Жулан поменьше, в принципе копия по окраске серого, но контрастнее и ярче. Этих сорокопутов можно встретить с весны до осени, также сидящими на господствующих высотах, среди кустарников , по опушкам.
Правда, они не настолько хищные, но тем не менее. В отличии от серого, сорокопута жуланы по осени улетают на юг, все таки им больше по вкусу насекомые.
Все сорокопуты замечательные и заботливые родители. Причем выводки у них не распадаются долго, практически до начала перелета. Уже и не различишь где предки, а где отпрыски, и тем не менее за порядком старшие следят постоянно. Помню, однажды снимал я такое семейство, расположившееся на послеобеденный отдых на сухом деревце. Подхожу к ним потихоньку, делая вид , что я вообще мимо, а сам потихоньку щелкаю фотоаппаратом.
Молодые, а их можно было отличить по бестолковому перепрыгиванию с ветки на ветку, проявляли ко явный интерес, пялились в объектив, в общем вели себя как и положено тинэйджерам. Старики - же сидели спокойно, с видом старейшин индейского племени, изредка бросая в мою сторону презрительные взгляды, чтобы дать понять мне всю бесполезность моих жалких маневров. И тут, очевидно, матери семейства показалось, что один из неблагодарных отпрысков перескочил на ветку опасно близкую ко мне. Не откладывая дела в долгий ящик, мамаша резва подскочила к хулигану, отвесила ему увесистый подзатыльник своим клювом, (я даже ,кажется, услышал звук удара), схватила его за загривок и отволокла подальше, не смотря на протестующее верещание. Проведя внушение, она вернулась на прежнее место, а молодежь сразу приутихла. Вот это любовь! С такой мамашей им боятся некого.