Когда зрители вспоминают Ивана Бортника, первым делом им приходит на ум Промокашка - действительно незабываемый второстепенный персонаж сериала "Место встречи изменить нельзя"; вторым делом вспоминаются другие большие и малые роли (в зависимости от личных вкусов зрителя) - в "Родне", "Зеркале для героя" и так далее.
А фильм шестьдесят второго года "Исповедь", в котором дебютировал Иван Бортник, не помнит практически никто. Кино было снято в период правления Никиты Сергеевича, устроившего культурный (и не очень культурный) крестовый поход против церкви и Бога. Как большинство откровенно пропагандистских фильмов, "Исповедь" далеко не шедевр. Впрочем, под знаменем антицерковной кампании ваялись и более жуткие фильмы - жуткие настолько, что теперь даже сугубый атеист может при просмотре почувствовать некоторую неловкость за топорные методы авторов.
С исторической точки зрения эти фильмы интересны, а "Исповедь" примечательна в первую очередь Бортником. Таким молодым его мало кто видел.
В "Исповеди" история случилась очаровательная. Герой Ивана Бортника, милый деревенский юноша Василь, мечтал стать художником. Ему не хватило одного балла для поступления в художественное училище, и он впал в уныние от того, что придётся возвращаться в родную деревню (к тому же его возлюбленная Оксана, как назло, успешно поступила в институт физкультуры). На помощь парню приходит отец Фотий, коварный представитель РПЦ. Церковники радостно признали талант Василя и устроили его помощником реставратора - реставрировать церковь, само собой.
Отвратительность отца Фотия демонстрируется простыми средствами. Например, он рвёт зубами куриную ножку (сразу видно, что нехороший человек).
Капкан захлопнулся. Василь находится под жёсткой опекой, надзором и тлетворным влиянием церкви. Он даже поступает в духовную семинарию и выращивает на юном лице окладистую бородку. Отец Фотий им бессовестно манипулирует.
Физкультурница Оксана, понятное дело, в шоке. Она идёт со своей драмой к секретарю райкома комсомола. Секретарь райкома замечает, что отвернуться от радостей социалистического строительства и уверовать в Иисуса может только пропащий человек, но и пропащего человека надо спасать. Однако комсомольские чары не действуют на одурманенного Василя. Огорчённый секретарь рассуждает о подлых методах церковников, охотящихся за молодежью: мы, говорит, душу человеческую игнорируем (потому что у нас большие цели и задачи), а хитрые священники этим пользуются - любой дурак приходи и исповедуйся, каждого выслушают. Это как-то не по-божески. То есть наоборот, это как-то по-божески - поэтому пора бить тревогу.
Удивительно, но Василь вернулся к светской жизни отчасти через постель. Точнее, через невозможность лечь в постель: он женился на Оксане, но для первой брачной ночи жизнь почему-то не предоставила койко-места. Боженька в решении проблемы никак не помог, и Василь засомневался в боженьке.
К тому же в семинарии начался форменный бардак: один из семинаристов, блаженный сын коварного отца Фотия, попытался удавиться, после чего окончательно и очень буйно помешался.
Василь, у которого было слишком много впечатлений, решил вернуться в лоно комсомола, в чём его поддержал престарелый и нездоровый реставратор Благов, который тоже очнулся от церковной летаргии: он под финал жизни понял, что чертовски утомлён реставрацией икон. А ведь мог бы быть нормальным светским/советским художником. Писать пейзажи, например.
Хеппи-энд: кинутый отец Фотий приходит в неистовство (в советском кино воцерковлённые люди вообще охотно приходили в неистовство), реставратор Благов дышит воздухом свободы и пишет посредственный пейзаж, Василь избавляется от усиков и бородки и проводит время с возлюбленной Оксаной.
Из любви к Ивану Бортнику "Исповедь" посмотреть можно, а из интереса к истории советского кино - даже, пожалуй, нужно: антирелигиозный тренд шестидесятых надолго определил манеру показывать священнослужителей самым отталкивающим образом.
Также см.: "Мосфильм" глазами американца. Фотографии со съёмок "Войны и мира". Ещё о первых ролях: Первая роль Василия Ланового. Мальчик, которого съел коллектив.