Так в бригаде грузчиков транспортного цеха стали называть недавно поступившего на работу новичка. Настоящее его имя было Асхат, фамилии не помню. Был он маленького роста, как тогда говорили - “метр с кепкой”, но мускулист, широкоплеч и невероятно силен, в одиночку справляясь с тяжеленными ящиками, только жилы на шее надувались. С бригадой не выпивал, “козла” в свободные минуты не “забивал”, а курил самокрутки из крепчайшего ароматного табака, присланного матерью из деревни. Табаком этим он охотно угощал желающих
Приближался День Победы, (а тогда еще 9 мая было рабочим днем) и бригадир Петрович уже собирал с мужиков деньги на праздничную выпивку. ”Ну а ты, Ася, уважишь фронтовиков, или опять в отказ? - Уважу, я ведь тоже фронтовик.- Так ты же совсем пацаном был? - Ну да, мы с братом сразу из школы и на фронт. - Тогда приходи при наградах, если есть, мы с мужиками так договорились. - Хорошо.”
Работу в этот день закончили пораньше, помылись в душе, переоделись в чистое.
Приглашенные по случаю праздника кладовщица и табельщица хлопотали, накрывая нехитрый стол. Мужики прихорашивались у маленького зеркальца в углу. Хлопнула дверь, и все обернулись. В бытовку вошел небольшого роста ладный сержант - артиллерист в добела застиранной тщательно выглаженной гимнастерке, с тремя рядами орденских планок и нашивок за ранения и Звездой Героя Советского Союза на груди. Все буквально остолбенели…
“Асхат? Это ты? И ты раньше молчал! - А вы не спрашивали.- Ну, уж сегодня ты нам все расскажешь. - Расскажу, когда помянем погибших, в том числе и моего брата Фархата.” Как положено, молча помянули, потом выпили за вернувшихся и за тех, кто ждал… Настало время Асхату рассказывать. И вот что я, случайно оказавшийся за этим столом, услышал и запомнил.
Сразу после окончания школы Асхат и его брат - близнец Фархат пошли на фронт. Они попали в артиллерийский противотанковый полк, служили вместе, “у одной пушки”. Асхат - наводчиком, Фархат - заряжающим. Боевое крещение приняли под Сталинградом.
В тот день, когда произошли описываемые события, командование приняло решение скрытно перебросить на противоположный берег речки, которую предстояло форсировать основным силам фронта, противотанковую батарею, чтобы помешать противнику, узнавшему о подготовке переправы, воспрепятствовать продвижению главных сил. А разведка доложила, что к переправе уже направляются танки и самоходки. Батарея, в которой служили братья, получила приказ переправиться и занять позицию на подступах к переправе. Ночью расчеты с тремя орудиями и боеприпасами были погружены на плоты и в полной темноте отправились к другому берегу. Но немцы тоже не дремали, и по реке были пущены плавучие мины, две из которых достигли цели. Один из плотов был полностью разбит, и пушка утонула, второй был поврежден, но орудие удалось вытащить на берег, и только третий плот достиг цели невредимым. Командир батареи приказал части людей нырять за утонувшими снарядами, ведь бой предстоял нешуточный. Остальные впряглись в лямки и потащили две уцелевших пушки как можно дальше вперед от берега, туда, где немцы, узнавшие об удаче своих плавучих мин, не могли бы их ожидать. Пушки протащили на 2 километра вперед и оборудовали позиции по обе стороны дороги, ведущей к реке. А расчет утонувшего орудия с пулеметом командир отправил обратно к реке, чтобы прикрыть тыл батареи. Отдых был недолгим…
Когда пригрело солнышко, к переправе двинулись несколько немецких танков и самоходок. Батарея открыла огонь, а когда немцы, в первый момент растерявшиеся, опомнились - стало жарко.Тем не менее, артиллеристы работали четко, и уже очень скоро перед ними горели 3 самоходки и 4 танка. Немцы временно отошли за лесок и скрылись из виду. В это время в тылу затрещал пулемет… Немцы решили обойти батарею с тыла… Командир приказал сменить позицию, причем одно из орудии развернуть назад. Только окопались заново - опять немцы поперли, теперь с обеих сторон...О переправе они, похоже,уже не думали, главное было уничтожить эту назойливую батарею… Через некоторое время лейтенант был убит, и Асхат принял командование на себя… С перерывами бой продолжался больше суток...Закончились снаряды… Подорвав пушки, уцелевшие бойцы пошли к реке, чтобы вернуться к своим. Но тут их поджидали немцы… В скоротечном бою Фархат был убит, а Асхат и еще двое уцелевших бойцов (3 из 15!) сумели вернуться к своим.. Всего Асхат с товарищами уничтожили 19 танков и самоходок и выполнили поставленную задачу.
Все были представлены к высоким наградам… Но что меня особенно “зацепило”, так это то, что больше, чем своей Звездой и орденом Красного знамени награжденного посмертно брата, он гордился орденом Александра Невского, которым посмертно был награжден командир батареи, совсем молодой лейтенант : “ Понимаете, Героев много, и офицеров, и рядовых, а чтобы мальчишку - лейтенанта наградили полководческим орденом - это редкость. Толковый был парень…”