Найти тему
Радио Голос надежды

Кто будет спасен?

____________________________________________________________________

Основы христианского вероучения

Цикл статей - 26/60

Цикл статей "Основы христианского вероучения"
Цикл статей "Основы христианского вероучения"

Ведущая: Один из острых и важных вопросов, которого мы коснемся сегодня, звучит так: кого в конечном итоге спасет Бог? Неужели Бог уничтожит тех людей, которые не приняли Его спасение, и грешники навсегда погибнут? Или же Бог спасет всех людей независимо от их выбора?

Зайцев Е.В.: Спасибо за ваш вопрос. Этот вопрос в истории христианской церкви задавался достаточно часто. И на него давались неоднозначные ответы. В истории церкви имели место представления о том, что Бог, в конечном счете, спасет все свое творение от порчи греха, потому что Он Бог, и потерять что-либо в ходе этой драмы греха Бог не может. Он бы перестал быть Богом, если бы что-то потерял.

Кто будет спасен?
Кто будет спасен?

Ведущая: Скорее всего, это чисто логический вывод, сделанный на основании определенных предпосылок в понимании Бога.

Зайцев Е.В.: Совершенно верно. Примером такой универсальной сотериологической позиции, то есть представления о том, что все будут спасены, могут служить взгляды Оригена, известного отца церкви III века. Ориген учил тому, что в конечном счете грешники, которые не приняли Иисуса Христа, но претерпевшие в течение какого-то времени наказание, будут прощены и спасены. Даже падшие ангелы и сам дьявол, помучившись какое-то время в аду, в конечном счете, будут возвращены в лоно небесной семьи. Это идея так называемого апокатастасиса, то есть всеобщего восстановления исходного Божьего порядка во Вселенной.

Ведущая: Очень привлекательная идея. И как же церковь восприняла ее? Была ли она принята?

Зайцев Е.В.: Церковь ее не приняла и осудила подобные взгляды Оригена и других отцов церкви на основании того, что в Священном Писании все-таки говорится о определенной группе людей, которые, к сожалению, не будут спасены. Не потому что Бог не желает им спасения, и не потому что Бог не любит этих людей, а потому что они сами для себя выбрали такую участь.

Ведущая: А какие еще взгляды по вопросу, кто же будет спасен, имели место в истории церкви?

Зайцев Е.В.: Были в истории церкви и представления о том, что спасение – это удел лишь избранных, и сам Бог ограничивает число спасенных собственным выбором и предопределением. То есть спасены будут только те, кто избран и предопределен для этого самим Богом. На такой позиции стоял Августин, он впервые стал говорить об ограниченном искуплении или спасении, то есть спасении только для тех, кто избран самим Богом для спасения.

"Кто будет веровать и креститься, спасен будет"
"Кто будет веровать и креститься, спасен будет"

Эти две позиции, которые мы только что очертили, - с одной стороны, идея универсального спасения, то есть спасения абсолютно всех, включая падших ангелов и сатаны, с другой стороны, спасения только избранных – как мне кажется, представляют собой две крайности в понимании окончательной участи человека. Истина где-то посередине. Мы должны постараться на основании библейского материала, который мы рассматриваем как Божье откровение, ответить на этот вопрос – носит ли спасение Божье универсальный характер? Действительно ли в конечном счете будут спасены все, или спасение носит ограниченный характер, а если ограниченный, то чем спасение Божье ограничено? Действительно ли в Библии речь идет о спасении избранных по воле Божьей или люди сами ограничивают Бога в Его желании спасти всех, когда отказываются от предлагаемого им спасения? Вот здесь-то мы и должны разобраться на основании библейского текста.

Ведущая: Интересно, те, кто утверждает, что спасены будут не все люди, а только избранные Богом, находят подтверждение своей позиции в Библии?

Зайцев Е.В.: Да, конечно, иначе данная позиция не имела бы места в христианстве. В Священном Писании есть тексты, которые могут направить наше внимание на позиции избранничества, что Бог спасает избранных, а не всех, что Христос пришел в этот мир, чтобы спасти избранных, а не весь этот мир. Давайте прочитаем хотя бы пару таких текстов.

Первый в Мф. 1:20, 21. "Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их".

Здесь описывается картина благовещения. Если мы возьмем один этот текст и вырвем его из общего контекста Священного Писания, то мы можем заключить, что Иисус Христос пришел в этот мир, чтобы спасти только избранных, Своих.

Или такой текст. Ин. 17:9 "Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои".

Здесь описывается так называемая первосвященническая молитва Иисуса Христа. Христос подчеркивает, что молится об учениках Своих, о Своих последователях, не о всем мире. И конечно же, если мы вырвем этот текст из общего библейского контекста и будем выстраивать такую логическую схему: если в Своей ходатайственной молитве Иисус Христос просит Небесного Отца только за Своих последователей, а не о всех людях по всему миру, то можно заключить, что и Его заступническая смерть распространяется только на тех людей, за кого Он просит в Своей молитве, т.е. за Своих, за избранных, но не за весь мир.

*******

Полная версия радиопрограммы

-------

Если вам понравилась статья и вы хотите читать наши другие публикации - подписывайтесь на канал Радиотелецентр "Голос надежды". А также не пожалейте сил и нажмите "Палец вверх" и/или поделитесь нашей статьёй с вашими друзьями в соц.сетях. Хотите узнать ещё больше интересного? Заходите на наш сайт, а на канале YouTube вы найдёте много видео на разные темы.
А ещё мы приглашаем вас в бесплатную Заочную Библейскую Школу!