Найти в Дзене
Дмитрий Март

Столяр-пенсионер в одиночку построил ладью викингов

Оглавление

Недавно посмотрел по телевизору фильм о древних скандинавах. И вспомнил о ладье викингов, которую в своё время в одиночку воссоздал 70-летний латвийский столяр Юрис Зиле. Свой уникальный корабль на 20 гребцов он назвал «Индрикисом» - в честь своего прадеда.

"Индрикис" на рижском Домском площади
"Индрикис" на рижском Домском площади

Это уменьшенная на одну-треть копию самого известного в мире деревянного судна викингов, найденного в Норвегии более столетия назад - в 1904 году. На нём ходили в море ещё в XIX веке, то есть свыше тысячи лет назад.

Ещё раз подчеркну, что свой шедевр Юрис построил в одиночку! На что у него ушло почти 5 лет. 14,85-метровый корпус высотой 3,65 метра и шириной 3, 6 метра, обшивку и шпангоуты («ребра») он изготовил из дорогого дуба, а палубу - из более дешёвой сосны.

Народ был в восторге
Народ был в восторге

Морской дракон

Древнюю скандинавскую ладью мастер декорировал изысканной резьбой - изображениями мифологических существ и элементами растительного мира. А вдоль борта Юрис установил круглые щиты, защищавшие гребцов от неприятелей.

Такая дубовая ладья называется драккар. С норвежского языка слова drakkar переводится как «дракон». Внешне корабль и впрямь напоминает огромное сказочное чудовище. Тот раритет, который нашли в 1904 году, сейчас находится в Музее драккаров в Осло.

По морям, по волнам
По морям, по волнам

Конечно, за 1000 лет ни одно судно, даже из самого крепкого дуба, не сохранится в целости и сохранности. Но тут археологам помог древний обычай.

Скандинавы считали, что между миром живых и миром мертвых лежит некая водная преграда, поэтому умерших следует хоронить в кораблях.

Последние они засыпали землей. Именно в одном из таких курганов и был найден знаменитый корабль, который сейчас выставлен в музее.

Мастер на борту своего детища
Мастер на борту своего детища

На заказ

- Юрис, как вам пришла идея «выстругать» аж целый корабль викингов?

- Всё началось ещё в 90-х годах прошлого века. Для одного увлеченного историческими кораблями норвежца я построил метровую копию. После чего он пригласил меня к себе на работу в качестве специального столяра.

В 2002 году я отправился к нему на 3 года в местечко Сандефьорд. Делал различные деревянные детали для дома.

Скажем, оконные рамы, двери. Изготавливал и различные украшения. А в свободное время ездил в Музее драккаров в Осло. Достал чертёжную доску, которую установил у себя.

В итоге набросал копию корабля викингов на бумаге. Осталось только воплотить всё это в дереве.

Все вручную
Все вручную

Точная копия

В 2007 году вернулся домой. Тут мне поступил заказ из Норвегии на постройку первой ладьи - Asa. Она была больше по размеру, чем эта: длиной 21,54 м.

То есть речь шла о точной копии корабля, найденного в Норвегии в 1904 году. Там не 20, как здесь, а 30 гребцов. И парус не 50, а 90 кв. метров.

Из Риги тот корабль ушёл 10 лет назад - в 2009 году, то есть буквально через пару лет после заказа. Причём он отправился в Норвегию своим ходом.

Сундуки для вещей
Сундуки для вещей

Сначала из Андрейосты в Ронюсалу, потом - в Готланд, к берегу Швеции, откуда целый месяц проходил по длинному Гета-каналу, соединяющий Балтийское море и пролив Каттегат. И всё под своим парусом.

Мы делали его всей семьей. Ещё был жив мой брат-близнец. Помогали сыновья и внук. А в 2010 году я задумал построить новую копию – уже „Индрикиса».

Юрий: "Я назвал это судно в честь своего прадеда Индрикиса Зиле, который был дирижером Праздников песен в Российской империи, то есть ещё в царские времена"
Юрий: "Я назвал это судно в честь своего прадеда Индрикиса Зиле, который был дирижером Праздников песен в Российской империи, то есть ещё в царские времена"

Без помощников

- Юрис, откуда брали материал?

- У меня как раз был на сруб свой лес – 1 гектар. И сосна, и дуб. Поскольку имелся весь инструмент после постройки Asa, то осталось только подготовить материал.

Сам пилил доски, сушил их, а потом изготавливал необходимые детали. На всю постройку у меня ушло уже более четырех с половиной года, поскольку я работал практически один.

На голом энтузиазме

Если за первый корабль норвежцы нам платили деньги, то теперь я всё делал на голом энтузиазме.

Шурупы и всё прочее покупал за свои пенсионные деньги. Никакой зарплаты, естественно, не получал.

В мастерской
В мастерской

- Работали без выходных?

- Ну почему же, сам устраивал себе «отгулы» - когда хотел. Но, конечно, энтузиазм был очень большой. А в итоге успел к своему 70-летнему юбилею.

Моя мастерская находится около Бирзгале, в сторону Яунелгавы. Это примерно 60 км от Риги. Места тихое и спокойное. Как раз для такого деревянного зодчества.

За работой
За работой

- Что было самое сложное?

- Резьба по дереву. Это всё тоже - моя работа. Хотя во второй раз всё шло намного легче. Много приходилось решать вопросов, когда я строил первый корабль.

Я ведь старался подбирать текстуру так, чтобы древесина, не дай бог, не лопнула. Были и другие секреты и разного рода хитрости.

Рижанин Дмитрий тоже оценил постройку
Рижанин Дмитрий тоже оценил постройку

Под парусами

- Насколько ваша постройка устойчива?

- Это полноценный корабль. У нас были проверяющие из Морской академии. Мы спускали «Индрикиса» (судно я назвал в честь своего прадеда Индрикиса Зиле, который был дирижёром Праздников песен ещё в царские времена) на воду, чтобы протестировать.

Честно говоря, я слегка сомневался в устойчивости. Всё думал: как же ладья по волне пойдёт? Но, как оказалось, она действительно отлично держится. Кренится совсем мало. Викинги в качестве балласта засыпали камни. А я использую пластмассовые канны с водой, которые сложены под килем...

Фото автора.

NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart https://zen.yandex.ru/dmitriimart Ставьте, пожалуйста, лайки! Смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!

Читайте другие мои публикации на тему "Хобби", "Коллекция"

Увлечение голубями приносит большое удовольствие

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/uvlechenie-golubiami-prinosit-bolshoe-udovolstvie-5cc4d5e5f80b7400af5e49a1

Как я побывал на барахолке

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/kak-ia-pobyval-na-baraholke-5ce3386a4abc1400b25d0e98

О ценах на блошином рынке

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/o-cenah-na-moskovskom-bloshinom-rynke-5ccbbaa6583aa800af537e26

Что находят московские диггеры

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/chto-nahodiat-moskovskie-diggery-5cce6735e6420f00b3fb72d4

Александр Васильев начинал с необычного винтажа

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/aleksandr-vasilev-nachinal-s-vintaja-iz-musornikov-5ce9c1627f585100b32191f2