Недавно посмотрел по телевизору фильм о древних скандинавах. И вспомнил о ладье викингов, которую в своё время в одиночку воссоздал 70-летний латвийский столяр Юрис Зиле. Свой уникальный корабль на 20 гребцов он назвал «Индрикисом» - в честь своего прадеда.
Это уменьшенная на одну-треть копию самого известного в мире деревянного судна викингов, найденного в Норвегии более столетия назад - в 1904 году. На нём ходили в море ещё в XIX веке, то есть свыше тысячи лет назад.
Ещё раз подчеркну, что свой шедевр Юрис построил в одиночку! На что у него ушло почти 5 лет. 14,85-метровый корпус высотой 3,65 метра и шириной 3, 6 метра, обшивку и шпангоуты («ребра») он изготовил из дорогого дуба, а палубу - из более дешёвой сосны.
Морской дракон
Древнюю скандинавскую ладью мастер декорировал изысканной резьбой - изображениями мифологических существ и элементами растительного мира. А вдоль борта Юрис установил круглые щиты, защищавшие гребцов от неприятелей.
Такая дубовая ладья называется драккар. С норвежского языка слова drakkar переводится как «дракон». Внешне корабль и впрямь напоминает огромное сказочное чудовище. Тот раритет, который нашли в 1904 году, сейчас находится в Музее драккаров в Осло.
Конечно, за 1000 лет ни одно судно, даже из самого крепкого дуба, не сохранится в целости и сохранности. Но тут археологам помог древний обычай.
Скандинавы считали, что между миром живых и миром мертвых лежит некая водная преграда, поэтому умерших следует хоронить в кораблях.
Последние они засыпали землей. Именно в одном из таких курганов и был найден знаменитый корабль, который сейчас выставлен в музее.
На заказ
- Юрис, как вам пришла идея «выстругать» аж целый корабль викингов?
- Всё началось ещё в 90-х годах прошлого века. Для одного увлеченного историческими кораблями норвежца я построил метровую копию. После чего он пригласил меня к себе на работу в качестве специального столяра.
В 2002 году я отправился к нему на 3 года в местечко Сандефьорд. Делал различные деревянные детали для дома.
Скажем, оконные рамы, двери. Изготавливал и различные украшения. А в свободное время ездил в Музее драккаров в Осло. Достал чертёжную доску, которую установил у себя.
В итоге набросал копию корабля викингов на бумаге. Осталось только воплотить всё это в дереве.
Точная копия
В 2007 году вернулся домой. Тут мне поступил заказ из Норвегии на постройку первой ладьи - Asa. Она была больше по размеру, чем эта: длиной 21,54 м.
То есть речь шла о точной копии корабля, найденного в Норвегии в 1904 году. Там не 20, как здесь, а 30 гребцов. И парус не 50, а 90 кв. метров.
Из Риги тот корабль ушёл 10 лет назад - в 2009 году, то есть буквально через пару лет после заказа. Причём он отправился в Норвегию своим ходом.
Сначала из Андрейосты в Ронюсалу, потом - в Готланд, к берегу Швеции, откуда целый месяц проходил по длинному Гета-каналу, соединяющий Балтийское море и пролив Каттегат. И всё под своим парусом.
Мы делали его всей семьей. Ещё был жив мой брат-близнец. Помогали сыновья и внук. А в 2010 году я задумал построить новую копию – уже „Индрикиса».
Без помощников
- Юрис, откуда брали материал?
- У меня как раз был на сруб свой лес – 1 гектар. И сосна, и дуб. Поскольку имелся весь инструмент после постройки Asa, то осталось только подготовить материал.
Сам пилил доски, сушил их, а потом изготавливал необходимые детали. На всю постройку у меня ушло уже более четырех с половиной года, поскольку я работал практически один.
На голом энтузиазме
Если за первый корабль норвежцы нам платили деньги, то теперь я всё делал на голом энтузиазме.
Шурупы и всё прочее покупал за свои пенсионные деньги. Никакой зарплаты, естественно, не получал.
- Работали без выходных?
- Ну почему же, сам устраивал себе «отгулы» - когда хотел. Но, конечно, энтузиазм был очень большой. А в итоге успел к своему 70-летнему юбилею.
Моя мастерская находится около Бирзгале, в сторону Яунелгавы. Это примерно 60 км от Риги. Места тихое и спокойное. Как раз для такого деревянного зодчества.
- Что было самое сложное?
- Резьба по дереву. Это всё тоже - моя работа. Хотя во второй раз всё шло намного легче. Много приходилось решать вопросов, когда я строил первый корабль.
Я ведь старался подбирать текстуру так, чтобы древесина, не дай бог, не лопнула. Были и другие секреты и разного рода хитрости.
Под парусами
- Насколько ваша постройка устойчива?
- Это полноценный корабль. У нас были проверяющие из Морской академии. Мы спускали «Индрикиса» (судно я назвал в честь своего прадеда Индрикиса Зиле, который был дирижёром Праздников песен ещё в царские времена) на воду, чтобы протестировать.
Честно говоря, я слегка сомневался в устойчивости. Всё думал: как же ладья по волне пойдёт? Но, как оказалось, она действительно отлично держится. Кренится совсем мало. Викинги в качестве балласта засыпали камни. А я использую пластмассовые канны с водой, которые сложены под килем...
Фото автора.
NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart https://zen.yandex.ru/dmitriimart Ставьте, пожалуйста, лайки! Смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!
Читайте другие мои публикации на тему "Хобби", "Коллекция"
Увлечение голубями приносит большое удовольствие
Как я побывал на барахолке
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/kak-ia-pobyval-na-baraholke-5ce3386a4abc1400b25d0e98
О ценах на блошином рынке
Что находят московские диггеры
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/chto-nahodiat-moskovskie-diggery-5cce6735e6420f00b3fb72d4
Александр Васильев начинал с необычного винтажа