Найти тему
Начало

Книга притчей Соломоновых

Книга Притчей Соломоновых (др.-евр. מִשְׁלֵי, «Мишлей» в Танахе, др.-греч. Παροιμίαι в Септуагинте, лат. Proverbia в Вульгате, церк.-слав. Кни́га При́тчей Соломѡ́нихъ в Елизаветинской библии) — входит во третью часть Танаха (Ктувим), 2-я книга Ктувим, книга Библии под номером 20.

В 965 году до нашей эры на царский престол в Израиле воссел сын Давида Соломон. Согласно летописям он не попросил Бога дать ему богатство и славу, но только «премудрость и знание», чтобы «управлять сим народом… великим». В ответ на эту просьбу Господь даровал ему «премудрость и знание» и «сердце… разумное» (2Пар. 1:10-12; 3Цар. 3:12,4:30—31). Впоследствии Соломон «изрек… три тысячи притчей» (3Цар. 4:32). Лишь некоторые из этих мудрых изречений записаны в библейской книге Притчей. Эту мудрость «вложил Бог в сердце его [Соломона]» (3Цар. 10:23,24).

По своему характеру это книга поэтически-дидактическая, в поэтических формах излагающая возвышенные религиозно-философские истины с вытекающими из них нравственными положениями. В начальных словах книги прямо говорится, что эта «П. Соломона, сына Давидова, царя Израильского»; но затем в других местах авторство приписывается другим авторам, например неизвестным Агуру и царю Лемуилу; в последнем некоторые видят того же Соломона, выступающего под разными символическими именами (другие думают, что Лемуил был один из царей Аравии). Соответствующие отделы книги, приписываемые различным авторам, носят на себе признаки разнообразия в стиле и содержании; но в общем это книга весьма резко выраженного типа еврейской мудрости, величайшим представителем которой был Соломон.

Притчи «мудрейшего царя» сохранились потомством и собраны были царем Езекией в одну книгу, которая и вошла в канон под названием «Книги притчей Соломоновых», хотя в нее могли быть внесены притчи и других представителей древнееврейской мудрости. Согласно «ЭСБЕ», в книге притчей Соломоновых, как и в книге «Премудрость Соломона», автором «прославляется мудрость, которая олицетворяется и сама выступает с вдохновенными изречениями в назидание людям».

Книгу притчей Соломоновых, по мнению русского богослова А. Н. Лопухина, можно назвать «философско-религиозным трактатом, в котором автор излагает добытые разумом и житейским опытом истины в формах дидактическо-поэтической речи, способной производить особенно сильное впечатление на слушателей». Многие изречения этой книги вошли в народное миросозерцание, отголоски её влияния заметны и в Новом Завете, где много заимствований из неё и указаний на разные изречения из книги (всего таких мест насчитывается более тридцати)

В Притчах Соломона есть стихи, которые очень схожи с Поучением Аменемопе не только по общему смыслу, но и по тексту.

В своей первой краткой публикации отрывков из «Аменемопе» в 1922 году Бадж отметил его очевидное сходство с книгами притч. Также Адольф Эрман, «декан всех египтологов», который в 1924 году опубликовал обширный список соответствий между текстами Аменемопе и библейской Книги Притч, причем основная их часть была сосредоточена в Притчах 22. : 17-23: 11.

«Не писал ли я тебе тридцать?» — в синодальном переводе «трижды» (22:20). Число «тридцать» имеет смысл в Поучениях Аменемопе, ведь именно они состоят строго из 30-ти глав. И важно то, что по соседству с этим стихом расположены другие стихи (22:1718; 22:2425), которые прямо отсылают нас к оригиналу.