Говорит шейх Салих ибн Абдуллах аль-Усейми, член Комитета Больших Ученых Саудовской Аравии:
"Мы сказали, что устоявшихся мазхабов четыре. Какому из них отдать предпочтение в изучении? Изучать четыре одновременно? Но кто способен на это?
Если желающий получить знания по фикху решил приступить к учебе, то пусть изучает тот фикх, которого придерживаются жители его страны. По следующим причинам.
Во-первых, потому что среди них функционирует устная передача именно этого фикха. Допустим, есть некая маликитская страна, то правоведы, которые живут в ней, будут маликитами, и не будет разумным для человека читать им книги ханбалитского фикха, желая получить разъяснение.
А во-вторых, к тому, кто изучал фикх своей страны, будут расположены люди и будут доверять ему в своей религии, в отличие от того, кто будет вызывать у них неприязнь, говоря от имени другой школы...
По этим двум причинам, и также по другим, предпочтение в изучении фикха отдается фикху жителей его страны".
См.: "Наставление желающему изучать фикх".
Среди других причин, о которых не упомянул шейх аль-Усейми: поддержание единства мусульман в стране и избегание возможной смуты из-за неподготовленности народа к разногласиям в вопросах фикха.
Говорил шейх Салих аль-Фаузан, который также является членом Комитета Больших Ученых в Саудовской Аравии: "Если жители страны являются приверженцами правильного мазхаба, одного из мазхабов приверженцев сунны, то ему не стоит откалываться от них. Если они являются приверженцами правильного мазхаба, одного из мазхабов приверженцев сунны. Будь это шафииты, ханафиты, ханбалиты или маликиты — эти мазхабы, вся хвала Аллаху, суннитские, изучаемые. Пусть же человек не выходит против них (против общества своей страны в их мазхабе), не откалывается от них, не запутывает их".
См.: "Как относиться к мазхабу жителей своей страны?"
Есть и иные критерии, которые могут помочь в выборе мазхаба. Говорил шейх Салих аль-Усейми:
"А если среди жителей его страны распространена приверженность различным правовым школам, то выбирать рекомендуется исходя из следующих обстоятельств:
— его семья может быть последователями определенного мазхаба;
— учитель определенного мазхаба может быть более искусным и знающим, чем учителя иных;
— доступность изучения одного мазхаба и сложность в получении знаний по другим;
— большая распространенность определенного мазхаба, и меньшая других.
Кто решил приступить к изучению фикха определенного мазхаба, тому следует опираться на книги, в которых изложены правовые положения согласно этому мазхабу, и брать их понимание от учителя, который объяснит ему их".
См. "Объяснение ключа в фикхе согласно мазхабу имама Ахмада ибн Ханбаля".
Осталось отметить, что это советы и рекомендации от ученых, а не обязательные положения. И каждый волен выбрать для себя любой из мазхабов.
Телеграм-канал: https://tele.click/muntaqa_info
Наши страницы в социальных сетях: