Найти тему
Таёжные экспедиции

Что даёт путешествие в первозданную Природу

Ночлежный костёр
Ночлежный костёр

Современному человеку, втянутому в виртуальную сферу взаимоотношений, путешествие помогает вернуться к естеству, даёт возможность не только эмоционально и физически встряхнуться, но и увидеть что-то забытое в Мироздании, соприкоснуться с ним, сбросить с себя «асфальтовый» кокон. Кроме того, путешествие помогает человеку познавать самого себя (эзотерический способ познавания мира), а это, как известно, способствует пониманию внешнего (экзотерического) мира.

Побудительным мотивом к путешествию может быть и любовь к первозданной Природе (зов Рода), и стремление вдаль (обретение Воли), и желание разнообразия (познавание Мира). Путешествие – это шаг за границу привычного цивилизованного мировоззрения. Чем дольше человек общается с Природой, тем лучше понимает причинно-следственные связи явлений, тем очевиднее и понятнее, что источник несовершенства чаще всего гнездится внутри человека.

Слово «путешествие» стало ныне чрезвычайно модным. Иногда кажется, что путешественниками нашпигован земной шар. С одной стороны это понятно: существительные «путь» и «шествие», из которых состоит слово, недвусмысленны, и любой человек, оставивший за спиной некоторое расстояние, вроде бы уже путешественник. С другой стороны, чувство неловкости возникает всякий раз, когда путешествием именуют развлекательные круизы, вылазки на Природу или бродяжничество. Не называемся же мы писателями или лесниками, хоть пишем письма и ходим в лес. А наши современники в рекламных целях беззастенчиво эксплуатируют образность и привлекательность этого романтического слова, отчего оно стремительно теряет свое истинное значение.

Желание разграничить настоящее путешествие от массы «пижамных» мероприятий (когда «всё включено»), именующихся тем же словом, породило странное словосочетание – «профессиональный путешественник». Получается, что известные путешественники прошлых лет, к которым не прилагалось слово «профессиональный», были любителями, дилетантами… Путешественник – это и есть профессионал-исследователь, а профессиональный путешественник – это «профессиональный профессионал».

Путешествие – не специальность, а призвание шагнуть за горизонт – качество, данное человеку Свыше. Это подвижничество. Примером такого подвижничества может служить XVII век, когда сотни русских людей, которых ныне мы называем землепроходцами, возвращали Руси утраченные ранее Семиречье и Беловодье (Сибирь и Север), известные на древних картах под названием Тартария.

С окончанием эпохи географических открытий исчезло государственное финансирование путешествий, что вполне понятно: не осталось свободных земель для присоединения, а значит, и выгоды для государств от путешественников. Финансирование экспедиций распалось по отраслям наук и ведомствам, приняло узконаправленный, специальный характер. И путешественники вынуждены, как говорили в старину, «подниматься собою», то есть снаряжаться на свой страх и риск.

Однако если обратиться к понятию человека, как к личности не только материальной, а и духовной, мы увидим, что путешествие – это непрерывное его состояние, поскольку он постоянно находится в пути либо к возвышению, либо к падению. И поскольку путешествие – это призвание, каждый человек идёт своим путём, то есть в одиночку, или как принято ныне говорить: «каждый несёт свой крест», который в русской (славянской) традиции не что иное, как внутренняя энергия человека, связанная с внешними энергиями Земли и Космоса.

Теоретически понять эту несложную истину можно в любых условиях, но познавать её, утопая в мягком кресле нельзя, поскольку даже самая маленькая истина требует практического подтверждения, иначе она не более чем фантазия или мечта. Городской житель со всех сторон окружён посредниками и лишён прямого контакта с Природой. И это формирует в нём бездуховное к ней отношение, влияет на психику. Отсюда выражения «царь природы», «высшая стадия материи» и тому подобные самоопределения.

Конечно, существуют способы, которые позволяют прийти к духовному росту и без путешествий, но в эпоху всеобщего отрицания идеализма духовный путь через путешествие хоть и более долгий, чем какое-нибудь озарение, однако более осознанный, а значит, и более естественный.

До того, как стать одиночным путешественником, пойти по пути духовного восхождения, желательно побывать в экспедициях, перенять у других и отточить то, что больше принимает Душа, набрать опыта. Опыт очень важен, поскольку в период путешествий нужно не только знать и в совершенстве уметь, но и принимать правильные самостоятельные решения. Мелочей в пути не бывает, а если быть точнее, то путевые мелочи врастают в опыт и становятся практикой. Опыт устраняет лишнее и прививает необходимое. Вообще, к путешественнику, как ни к кому другому, подходит выражение: «век живи, век учись». Ныне хорошо известна фраза: «Многие знания – многие печали». Причиной печали является двойной стандарт, по которому живёт современное общество. В Природе, где нет двойственности, эта фраза обретает противоположный смысл: «Многие знания – многие радости».

Для подавляющего большинства современных людей, привыкших к определенному месту проживания, образу мышления, жизнь в первородном пути чужда. Поэтому одиночник почти всегда попадает в экстремальные условия, в которых препятствия нельзя преодолеть с помощью геройства, приветствуемого обществом. Тем более с ними не справиться с помощью обмана, лицемерия или ловкачества. В Природе царствует Правда, и нет смысла казаться не тем, кто ты есть на самом деле.

Чтобы стать путешественником, следует навсегда забыть слово «покорение», но нужно знать и выполнять правила поведения в естественной среде. Тогда невозможно будет ей навредить. А покорителей девственная Природа не жалует, они для нее – пустой звук, поскольку «гора не идёт к Магомету». Не потому ли мы оказались в тупике, объявив себя покорителями стихий?

Попадая в первозданную среду, большинство современников сначала радуются (на самом деле – это радуются гены древних предков), а потом ощущают себя в ней чужеродными элементами (наружу выползает сознательная привычка к техническим достижениям). И чем дольше длится контакт с первозданностью, тем сильнее тянет к комфорту в бетонных джунглях. Обширные тонкие тела разрушены, и плоть находится в дисгармонии с естеством. Остатки тонких тел обнаружить у себя может каждый нормальный человек в форме нереализованных мечтаний. Отсутствие реализации как раз и говорит о нарушении целостности Души и Тела…

Длительное нахождение в незнакомых условиях ложится на человека мощной нагрузкой. Постоянная бдительность, настороженность, сомнения со временем утомляют, притупляют внимание. А как только это происходит, случаются происшествия, срывы, вслед за которыми появляются драмы и разочарования.

Поскольку в пути встречаются разные люди, то главной чертой путешественника должна быть терпимость не только к лишениям, но и к человеческим слабостям, потому что суть любой встречи вдали от цивилизации в потенциальной взаимопомощи, которая поможет смягчить экстремальность – максимум бытовых неудобств и минимум человеческого общения.

Начало пути каждый раз связано с привыканием, это самая эмоциональная его часть. Наваливается много нового, даже если кое-что знакомо. Именно в начале вырабатывается система поведения: упорядоченность действий, оптимальный ритм, наблюдательность. Происходит подстройка организма, без которой нельзя обойтись при переходе из одной среды обитания в другую. Ведь народная мудрость гласит, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». А девственная Природа для представителя цивилизации – чужой монастырь. Поэтому безопасность путешествия всегда зависит больше от действий человека, чем от внешних обстоятельств.

Можно до мельчайших подробностей подготовиться к путешествию, но цели не осуществить из-за психологической неготовности. Так, например, если в группах практикуется режим путешествия, ориентированный на слабого, отстающего, и таким образом достигается запас прочности коллектива, то одиночник, полагаясь только на себя, в ответственные моменты запаса прочности лишён и балансирует на узкой грани «быть или не быть». Поэтому, чтобы не пострадать, необходимо уметь оценивать свои возможности, то есть необходимо обладать личным опытом.

Всё вышесказанное относится и к Телу, и к Духу, с той лишь разницей, что настройка на духовный мир должна быть гораздо тщательнее. Путь духовного развития после эпохи атеизма, в окружении частокола из религий, очень непрост, но интересен. Открывается Мир, глубина которого поражает воображение, широта которого не имеет границ. Главными препятствиями на этом пути, чем-то напоминающим бездорожье, являются сомнения, возникающие из инерционности мышления, поэтому скорость их преодоления индивидуальна. Главный же сподвижник на пути духовного развития – здравомыслие, которое зависит от источников информации и, опять же, личного опыта, умения их анализировать и делать выводы.

А путь по бездорожью в незнакомой местности немного напоминает открытие. Не только потому, что перед глазами появляются новые пейзажи и возникают сложности, а, прежде всего, от установления контакта с Природой, от перехода в новое качество отношений с окружающей средой: от безразличия к участию, от расточительства к бережливости, от чуждости к родству.

После множества экспедиционных километров не только девственная природа Земли, но и безграничные просторы Вселенной становятся для современного человека ближе. Но одновременно с появлением опыта, с познаванием первооснов бытия, отличающихся от цивилизованного миропонимания, как день от ночи, растёт ощущение оторванности от этих первооснов, остаётся какая-то незавершённость, будто не хватает сказуемого слова в предложении. Это очень походит на физическое понятие массы, когда она подходит к критической точке, после которой количественный опыт путешественника становится качественным. Поиск качества заставляет думать.

Одиночное путешествие даёт возможность осмыслить и понять: чем ближе человек к родным корням, тем меньше он заблуждается, тем сильнее в нём Дух, тем большими возможностями и способностями он обладает.

В одиночном путешествии внутренний мир человека и внешний мир неразрывны, они вольно и невольно учат такому отношению к Природе, которое не свойственно цивилизации. И если мозг человека не зациклен на атеизме или религиозных «истинах», то одиночное путешествие – это шаг к пониманию Мироздания.

Тема путешествий обширна, поэтому о них пойдёт речь и в следующих публикациях. Благодарю за внимание читателей, дочитавших статью до конца.