В статье о быстром и медленном мышлении мы обсуждали что наш мозг стремится экономить энергию. Один из способов мозга — использование быстрого мышления и задействование медленного когда надо сесть и обстоятельно подумать.
Когнитивные искажения
Когда сложная задача попадает в быстрое мышление, вместо медленного, случается ошибка. Ученные заметили, что такие ошибки системно случаются у разных идей. Так появилось понятие — когнитивные искажения. Сейчас описано 175 когнитивных искажений.
Рассмотрим парочку моих любимых:
Проклятие знаний
Ученые провели исследование в котором собрали группу из 100 человек. Из них выбрали несколько человек и попросили настучать ритм любимых мелодий. А остальных попросили отгадать, что за песня. В итоге только 2% смогло угадать. Люди же которые настукивали ритм сердились и возмущались — типа, как так то? Вы что тупые?
Но когда они настукивали ритм, в их голове звучала мелодия любимой песни. А другие слышали только стук. Это и есть проклятие знаний, нам трудно поставить себя на место другого и предположить что он что-то не знает. Из-за этого мы часто осуждаем и злимся, но дело в том, что человек не обладает кусочком знаний которое есть у нас.
Будучи юным маркетологом я ссыпал профессиональными терминами: аффинити индекс, позиционирование, омниканальность… Люди, конечно, не понимали меня. Но из страха показаться глупыми не уточняли что же имелось ввиду. Из-за этого мне было трудно доносить идеи, мысли и продавать свои услуги. Как только стал говорить проще в глазах у собеседников появлялась ясность, а у меня контракты.
Ошибка выжившего и почему дельфины злые
С детства приучают, что дельфин — добрый. Он поможет утопающему, ловко исполняет трюки и задорно фыркает. К такому выводу люди пришли из-за того, что потерпевшие кораблекрушение рассказывали что дельфины вытолкали их на берег. Но проблема всех этих историй в том, что мы знаем лишь одну сторону медали — выживших. А вот тех людей, которых дельфины замучили до смерти, к сожалению не расскажут нам своих историй. Поэтому будьте осторожны когда делаете выводы исходя из чьих-то слов, возможно стоит послушать противоположную точку зрения.
Как маркетологи используют когнитивные искажения
О том, как маркетологи манипулируют с помощью эффекта привязки смотрите в видео с 6 минуты.
Эта статья часть курса Маркетинг — это рыбалка.