Найти тему
Гараж Автоклассика

Малоизвестный автобус «Таджикистан» до сих пор работает на Украине

Автобус «Таджикистан» относится к категории так называемых «барбухаек», построенных на шасси грузовика. Однажды, когда мне было еще лет 13, довелось несколько раз проехаться в таком аппарате, естественно, в качестве пассажира.

Помню, было это поздней осенью в дождливый день. В салоне было тепло, но шумно, и на ухабах была довольно сильная тряска. Еще запомнилось, что он был довольно резвый, в сравнении с ЛАЗами и ПАЗиками, он уверенно шел на подъем, на который те едва тащились.

Думал, что эти, малоизвестные даже в советское время «барбухайки» давно отъездили своё, но недавно увидел фото одного экземпляра, который всё еще работает по своему прямому назначению – возит пассажиров. Это на Украине, в Сумской области. Город Кролевец, судя по маршрутной табличке.

-2

В отличие от большинства советских «барбухаек», построенных на базе грузовика ГАЗ-53, «Таджикистан – 3205» построен на базе ЗИЛ-130. Это давало ему массу преимуществ, в особенности – большой запас по мощности мотора.

Двигателя ЗИЛ-130 мощностью 150 л.с. для этого автобуса более чем хватало. В отличие от вечно «уставших» городских «Лазов», с таким же, чаще всего, мотором. К тому же, переднее расположение мотора способствовало лучшему охлаждению.

-3

Системы управления тоже зиловские, руль с гидроусилителем, тормоза с пневмоприводом. Подвеска рессорная.

Производство «Таджикистана» стартовало в 1976 году на мощностях Чкаловского авторемзавода и продолжалось до 1991 года. Поскольку производился автобус малыми партиями, широко известным он не стал, применялся, в основном, в качестве служебного транспорта, по доставке рабочих и различных ремонтных бригад.

Салон автобуса. Ничего особенного, но выглядит просторней, чем у "Пазика"
Салон автобуса. Ничего особенного, но выглядит просторней, чем у "Пазика"
Табличка автобуса последнего года выпуска, которая позволяет судить про объемы выпуска. Менее 4.5 тыс.
Табличка автобуса последнего года выпуска, которая позволяет судить про объемы выпуска. Менее 4.5 тыс.

Кстати, любопытный факт. Специально для Чернобыля в 1986 году, на ЧАЗе в кратчайшие сроки собрали несколько десятков специальных автобусов, кузова которых обшили свинцом в нижней части. Сами кузова были герметичными, снабжены вентиляционной системой с фильтрами воздуха. Вот как они выглядели.

"Чернобыльская" версия
"Чернобыльская" версия

Примечательно, что индекс 3205, под которым нам известны автобусы ПАЗ, «Таджикистан» получил в начале 1980-х, когда ПАЗ – 3205 еще только был в стадии начальной разработки.

-7

Последний раз вживую такой автобус я видел в 2009 году в Крыму, в Феодосии. Тогда он был в отличном виде, но 10 лет с тех пор прошло…

Не удивлюсь, если тот, что ездит в Сумской области – последний из «Таджикистанов», используемый по прямому назначению.

Благодарю Вас за внимание, спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал и порекомендовать его друзьям.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм